Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг

2 февраля 2018, 19:57
Преподаватели ведущих вузов страны, известные литературные критики и писатели опубликовали открытое письмо омбудсмену, в котором призвали ее пересмотреть т. н. «черный» список детских произведений. В нем оказались всеми любимые классики, среди которых Сергей Михалков, Борис Шварц и Григорий Остер, и книги-победители престижных российских конкурсов...

Литературные эксперты отреагировали открытым письмом на составленный Анной Кузнецовой список детских книг, которые, по ее словам, «даже взрослым показывать страшно». Накануне «РИА Новости» опубликовало несколько фото из забракованных омбудсменом книг. Список был озвучен 1 февраля на видеоконференции «Этика безопасного поведения в Интернете: роль и возможности библиотек» в Российской государственной детской библиотеке.

Анна Кузнецова, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка:

— К сожалению, родители порой в книгах наталкиваются на такое. Честно сказать, некоторое я даже озвучить не могу, потому что стыдно говорить, что пишут иногда в детских книгах.

Филологи и литературоведы выяснили, что это за произведения, и объяснили, почему Анна Кузнецова неправа. Они предположили, что список «неприличных детских книг» был взят помощниками омбудсмена из Интернета, потому что «этот список уже около года гуляет по низкопробным развлекательным сайтам и пабликам соцсетей».

Профессионалы, работающие с детской литературой, призвали уполномоченную к диалогу.

Из открытого письма:

— В своем выступлении Вы подошли к детской литературе по-взрослому прямолинейно. Вы отказали детской книге в праве на игру, на шутку, на множественность невинных смыслов, — но добавили смыслов, детству не свойственных, маргинальных — отыскав подтексты из мира наркозависимых, из криминального мира, сводя сказку к грубой шутке.Письмо (есть в распоряжении редакции 66.RU) было направлено омбудсмену от имени профессионалов, работающих с детской литературой, — писателей, редакторов, издателей, библиотекарей, критиков, учителей. В частности, документ подписали:

  • Лилия Гутрина, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского педагогического университета;
  • Алексей Копейкин, библиограф, главный редактор сайта «Библиогид»;
  • Лия Бушканец, доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета, Член ассоциации Гильдия словесников, Член Чеховской комиссии при Совете по мировой культуре РАН;
  • Александр Архангельский, писатель, член Совета по культуре при Президенте РФ;
  • Олег Лекманов, доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ;
  • Галина Юзефович, книжный обозреватель сайта СМИ.io, преподаватель НИУ ВШЭ;
  • Ольга Колпакова, журналист, писатель, член оргкомитета премии Владислава Крапивина;
  • Николай Морозов, заместитель главного редактора Lenta.ru.

Всего открытое письмо подписали почти 130 профессионалов.

Из открытого письма:

— В списке «16 шедевров» мы видим несколько грубейших ошибок. Так, например, материалы фольклорной или диалектологической экспедиции предназначены не для детского чтения, а для филологического и этнографического анализа.

Из 16 современных книг для детей, оказавшихся в «черном списке» Анны Кузнецовой, известны названия и авторы только половины из них.

1. Светлана Лаврова, «Куда скачет петушиная лошадь?»

По мнению Анны Кузнецовой, это самая приличная книга в ее списке. И все же она в него вошла.

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг
Фото: «РИА Общество» в Facebook

Эксперты тонко намекнули омбудсмену, что каждый мыслит в меру своей испорченности.

Из открытого письма:

— «Петушиная лошадь», которая Вам показалась «неприличной», — это персонаж фольклора народа коми. Это дух хаоса, разрухи, экологической катастрофы. Сказка Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь» — как раз о том, что экологическая катастрофа близка, но люди могут принять на себя ответственность и спасти мир, прогнав страшную петушиную лошадь. Эту книгу можно и нужно рекомендовать детям.

Литературоведы напомнили, что детям книга нравится. В 2013 году детское жюри выбрало Светлану Лаврову с произведением «Куда скачет петушиная лошадь» победителем всероссийского конкурса на лучшее произведение для подростков «Книгуру». В 2014 году «Петушиная лошадь» стала «Книгой года» в номинации детской литературы.

2. Сергей Михалков, «Грипп»

Стихотворение попало в «черный список» из-за кота с порошком. В открытом письме эксперты называют стихотворение «настоящей классикой».

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг
Фото: «РИА Общество» в Facebook

Из открытого письма:

— У современной детской литературы немало более серьезных проблем, чем слово «порошок» в стихах Михалкова (заметим, в тексте оно относится к пенициллину). И одна из этих проблем — поверхностный и пренебрежительный взгляд на детскую литературу даже тех взрослых, которым по долгу службы положено всерьез разбираться в ней.

3. Савелий Низовский и Давид Плаксин, «Как царь ушел в девочки»

Из названия мы уже можем понять, что могло насторожить омбудсмена по правам ребенка. Особенно учитывая истерию вокруг гендера — вспомним хотя бы дело Юлии Савиновских, у которой отобрали детей из-за операции на груди.

Так выглядит обложка книги.

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг
Фото: «РИА Общество» в Facebook

Эксперты указывают на то, что эта книга предназначена не для детского чтения, а «для филологического и этнографического анализа». И вообще произведение написано слишком давно, чтобы отнести его к современной литературе.

Из открытого письма:

— Книгу «Как царь ушел в девочки» нельзя рассматривать в отрыве от литературного контекста — от традиции литературы абсурда, от творческой атмосферы ленинградского андеграунда 1990-х гг.

4. Борис Шварц, «Веселая трава»

<…>

Муравы Коза поела
Закружилась и запела,
А Козел-дружок
Задудел в рожок.

Забренчали балалайки
На траве играют Зайки.
Есть веселая трава
На пригорке у села.

Что по этому поводу думает Анна Кузнецова, кроме того, что детям о веселой траве читать не стоит, история умалчивает. Эксперты указывают на год выхода произведения — 1975 год. По их мнению, стихотворение нельзя судить по меркам современной литературы.

Из открытого письма:

— Стихотворение Бориса Шварца «Веселая трава» очень веселит современных читателей: ведь за последние лет двадцать это словосочетание воспринимается не иначе как эвфемизм наркотического растения. Однако в 1975 году, когда книга «Веселая трава» была опубликована впервые, о таком значении никто даже и не думал. Книгу, опубликованную 44 года назад, никак нельзя отнести к современной детской литературе.

5. Игорь Иртеньев, «Сказ про глаз»

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг
Фото: «РИА Общество» в Facebook

Анна Кузнецова (цитата по «РИА Новости»):

— Сказка про глаз, который, простите, упал в унитаз. Посмеяться есть над чем, но и задуматься тоже.

Из открытого письма:

— Стихотворение Игоря Иртеньева, написанное в 1991 году, — уже история литературы, а не ее современность.

Автор стихотворения высказался по поводу критичной оценки омбудсмена на радиостанции «Говорит Москва».

Игорь Иртеньев, поэт:

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг

— Это чистой воды идиотизм. Идиотизм, который является трендом во всех государственных структурах. Сейчас у нас все идет под знаком идиотизма. Я не писал это стихотворение как детское, но в моей книжке про пирата дядю Петю оно есть. Я считаю, что нормальный ребенок, не с квадратной головой, вполне в состоянии его оценить и посмеяться.

6. Корней Чуковский, «Тараканище»

Составители письма утверждают, что Анна Кузнецова включила это произведение в свой список из-за иллюстрации к следующим строчкам:

Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.

Из открытого письма:

— «Тараканище» было написано почти сто лет назад, в 1921–22 годах; можно ли считать это классическое произведение детской литературы современным?

7. Сказка «Бычок-дристунок»

История о том, как единственный «не царственный» персонаж — бычок-дристунок — спас Ивана-царевича и Марью-царевну от Царь-медведя. Автор произведения в Сети не известен.

Спойлер из сказки:

— Только было медведь подскочил да хотел сцапать, бычок понатужился… и залепил ему оба глаза.

Эксперты говорят о том, что нельзя считать, что все, названное «сказкой», предназначено для детей. «Бычок-дристунок» — это, вероятно, как раз тот самый пример «материалов фольклорной или диалектологической экспедиции, предназначенных не для детского чтения, а для филологического и этнографического анализа».

8. Григорий Остер, «Пузыри и лужи»

Ни одна из сторон не прокомментировала содержание этой книги.

Произведение было опубликовано в 2015 году и рекомендуется детям от одного до трех лет. Книга состоит из 11 маленьких рассказов, героиня которых — вода.

«Хочешь я тебе, Антошка, нос засыплю порошком?» Писатели застыдили Анну Кузнецову за критику детских книг
Фото: «РИА Общество» в Facebook

Кроме эпизода на картинке, есть и познавательные, из которых ребенок может узнать, что вода способна затопить соседей и тушить пожар.

Алёна Абрамова, 66.RU