Проверку Тинькофф Банка организовала прокуратура Москвы. Поводом стало рекламное сообщение банка в соцсети Instagram. На фото, сопровождавшем рекламный пост, изображена тюремная камера с четырьмя раскладушками и слоган: «Молодым платить не по масти». В подписи к фотографии использовались конструкции, характерные для криминальной субкультуры: «Карта в радость, кешбэк в сладость, господа. Чтобы сделать вашу юность проще, мы отменили плату за обслуживание для всех с 14 до 18 лет. Деньги в пластик, АУЕ! Оформить щас или кекнуть раз» (кекнуть — тупануть, сглупить, — прим. ред.)
Аббревиатуру АУЕ обычно расшифровывают как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Этим словом приветствуют друг друга заключенные, живущие «по понятиям». Участники сообщества АУЕ популяризуют уголовный образ жизни, выступают за признание авторитетов уголовного мира и тюремных схем поведения в повседневной жизни.
По результатам прокурорской проверки Федеральная антимонопольная служба в начале декабря возбудила дело о нарушении закона «О рекламе» Тинькофф Банком. Дело возбуждено по ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в которой говорится, что в рекламных материалах не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина.
ФАС рассмотрит его 13 февраля 2018 года.
В Тинькофф Банке отмечают, что с точки зрения эффективности это была удачная реклама: «Сразу после запуска мы начали получать новые заявки. В то же время пользователи старшего поколения отреагировали негативно. поэтому через несколько часов после публикации пост был снят», — прокомментировали представители банка.
Отметим, что в конце ноября в Госдуму внесли законопроект о запрете на пропаганду криминальной субкультуры.
По словам разработчиков документа, в России сейчас отсутствует запрет на пропаганду криминальной субкультуры, хотя популяризация преступного образа жизни таит в себе не меньше опасности, чем пропаганда суицида. «Дело в том, что эта субкультура напрямую связана с экстремизмом, рэкетом и другими нарушениями законности и правопорядка», — заявил сенатор Антон Беляков.
Весной свердловские депутаты поддержали обращение коллег из Архангельска к министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову с просьбой ограничить распространение в сети Интернет информации о тюремной псевдокультуре среди подростков. По данным пресс-службы Заксобрания Свердловской области, вопрос обсуждался на комитете по социальной политике под председательством Вячеслава Погудина.