Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

К чемпионату мира в Екатеринбурге уложили «уникальные бесшумные трамвайные рельсы». Что с ними не так?

31 октября 2017, 09:40
К чемпионату мира в Екатеринбурге уложили «уникальные бесшумные трамвайные рельсы». Что с ними не так?
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Движение по новой трамвайной линии на ул. Татищева обещали открыть в октябре. Сегодня — последний день месяца. Пока трамваи по линии не пошли. В чем затык — разбираемся со специалистами.

Сроки запуска трамваев тут переносили уже несколько раз. Вначале — с августа на середину сентября. Позже в эфире «Открытой студии» замглавы администрации Екатеринбурга Алексей Белышев заявил, что трамваи запустят в третьей декаде октября. В ожидаемую дату — 25 октября — вагоны по новым путям так и не пошли. Но оправдание для этого в мэрии нашли.

Анатолий Карманов, главный специалист отдела по работе со СМИ администрации Екатеринбурга:

— К 25 октября никто и не обещал пустить трамвай. Пуск будет в третьей декаде октября, то есть получается, что до конца октября.

Впрочем, насчет этих дат в мэрии тоже нет однозначной позиции. Евгений Архипов, замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии, не исключает, что трамваи пойдут по новой ветке только в следующем месяце. «Движение трамваев по улице Татищева будет открыто после того, как АО «Екатеринбургская электросетевая компания» увеличит объемы электроэнергии в данном микрорайоне», — сообщил Евгений Архипов еще 26 октября. Точную дату запуска он не назвал, заявив, что трамваи начнут ходить с конца октября или с начала ноября.

При этом, по данным источников 66.RU в ЕТТУ, линия уже сдана и прошла обкатку. «Ездили два вагона — один из Западного депо, один из Северного», — рассказали корреспонденту 66.RU. Первая поездка была еще 13 сентября, вторая — 23 сентября. По итогам этих испытаний нашли и устранили некоторые недоделки — например, негабарит светофора.

«Одна из первых пробных поездок по новой линии. За управлением — начальник маршрутов Западного трамвайного депо Андрей Владимирович Маклаков. Вынужденная остановка из-за нерасчищенных путей», — так прокомменитировал пользователь портала transphoto.ru Иван Ревенков свою фотографию от 23 сентября 2017 г.

Отметим, новой трамвайной линии администрация Екатеринбурга уделила особое внимание — ведь рельсы проложены около стадиона, на котором в следующем году пройдут матчи чемпионата мира по футболу.

Чиновники, в частности, анонсировали, что трамвайные пути на Татищева будут «бархатными» — с применением термитной сварки на стыках. Большая часть шпал, используемы при укладке, — железобетонные: это обеспечит повышенную прочность и износостойкость.

Еще в конце июля 66.RU снял видеоролик, как идет строительство новых путей, чтобы эксперты оценили, действительно ли новые рельсы настолько уникальны.

Руслан Хабатуллин, руководитель проектов компании «Общество «Малышева 73»:

— Когда мы рассматривали вопрос перекладки трамвайных путей около «Гринвича» — в первую очередь, чтобы они были максимально бесшумными, остановились на тех же способах укладки: железобетонные шпалы, термитная сварка. Рассматривали и другие технологии, например, на монолитной железобетонной плите с обрезиненным сварным рельсовым путем, но пришли к выводу, что это неэффективно — и с точки зрения финансов, и при дальнейшей эксплуатации.

К чемпионату мира в Екатеринбурге уложили «уникальные бесшумные трамвайные рельсы». Что с ними не так?
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

Рельсы, уложенные на Татищева, — длиной до 300 метров вместо стандартных 25. За счет меньшего количества стыков трамвай издает меньше шума.

Андрей, водитель трамвая Западного депо с 14-летним стажем:

— На этой линии мало поворотов, она почти полностью прямая — от Вечного огня до Красноуральской. Там есть небольшой изгиб, но он по сути тоже сделан из прямых рельсов — потому и кажется, что рельсы идут волной.

По словам экспертов, сейчас в Екатеринбурге по такой бесстыковой технологии перекладывают большинство путей: такие рельсы лежат на Ленина, Малышева, Куйбышева. Линия, идущая по ул. Фучика, также выполнена по этой технологии.

Термитная сварка, используемая в рельсовом пути на Татищева, тоже не новшество для Екатеринбурга — ее применяют с 2008 г. Справедливости ради отметим, что девять лет назад наш город действительно первым в России применил эту технологию.

Термитная сварка, в отличие от обычной электродуговой, обеспечивает монолитное скрепление рельсов и ликвидирует стыки между участками рельсошпальной решетки. В результате движение трамваев по таким путям становится более плавным и бесшумным. Кроме того, соединенные термитной сваркой рельсы не требуют частого ремонта и обеспечивают сохранность ходовой части вагонов.

А вот что действительно впервые в Екатеринбурге использовали при строительстве нового пути, так это особые термокомпенсаторные стыки.

Андрей, водитель трамвая:

— Старые стыки по весне разъезжаются, образуется пустое пространство, и в результате — сильный грохот, когда проезжает трамвай. На Татищева такого быть не должно — как раз из-за новой технологии.

На портале, где общаются мастера трамвайного дела, новшество подвергли критике. «Виден фактически кустарный термостык с большим количеством [неизвестно как] контактирующих поверхностей. Стык уже в почти предельном состоянии и дальнейшего нагрева не выдержит, а зимой разъедется, проезд будет сильно зависеть от того, насколько вставка будет выпирать над поверхностью катания рельса», — написал пользователь Антон Чиграй.

Что касается кривизны рельсов, наблюдаемой на видео, специалисты объясняют это просто: съемку проводили еще до того, как по линии прошла рихтовочная машина.

«Прежде чем начать обкатку путей, по ним запускают специальный трамвай с прицепом: они с помощью специального механизма утрясают рельс. Все вымеривается по линейке, полотно выравнивается, где надо, подсыпают щебенку, чтобы был везде один уровень», — рассказали в ЕТТУ.

Специалисты ЕМУП ТТУ говорят, что спецвагоны по новой линии ездят каждую ночь, чтобы у пассажирских вагонов, когда они все-таки пойдут по Татищева, не возникло сложностей.

Андрей, водитель трамвая:

— Я ездил по этой линии в пассажирском вагоне. Правда, не за управлением, а в салоне. Понравилось! Конечно, совсем бесшумной линию назвать нельзя, но привычного «тут-тук» через каждые полметра нет. Из-за этого ездить по ней приятнее, и жителям окружающих домов шумно не будет. На этой линии вполне можно развить скорость в 60 км/ч. Но не будем. Первое время вообще ограничение — неделю не больше 20 км/ч вагоны будут ездить, чтобы окончательно продавить пути.

По словам работников ЕМУП ТТУ, запустить движение по новой линии можно хоть завтра: пути готовы, электропитание уже организовали от более мощной подстанции. Даже расписание готово: по Татищева будут ездить трамваи 2-го и 18-го маршрутов. Всего — 19 вагонов: десять на 18-м и девять на 2-м.

«Линию откроют, когда уладят все юридические вопросы», — поделились информацией вагоновожатые.