Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Досмотрят всех. Шесть новых правил безопасности, которые сделают поездку в метро невыносимой

2 августа 2017, 16:19
Досмотрят всех. Шесть новых правил безопасности, которые сделают поездку в метро невыносимой
Фото: Антон Буценко для 66.RU
После терактов в питерском метро 5 апреля Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которое устанавливает требования безопасности в метро. По ним все метрополитены страны должны пройти оценку уязвимости. Чем она выше, тем строже требования к транспортной безопасности. В екатеринбургском метро установлены рамки металлодетекторов, но к тотальному досмотру, который ввели в Петербурге на четырех станциях (он вызвал возмущение пассажиров и стал причиной огромных очередей), уральские службы еще не перешли. Рассказываем, что будет, когда сотрудники городского метро начнут строго следовать каждому пункту постановления.

Заложить бомбу в метро Екатеринбурга чрезвычайно просто — это доказали сотрудники Ространснадзора и ФСБ, которые в апреле 2017 г., после теракта в питерской подземке, проверили единственную линию. Лжетеррорист пронес муляж бомбы на «Динамо», дождался там поезда и оставил сумку в вагоне, выйдя на «Проспекте Космонавтов». На Уралмаше его вычислили, охранники доложили руководству о злоумышленнике по электронной почте (а не по экстренным каналам связи). О результатах проверки сообщили зампреду правительства Игорю Шувалову.

В конце июня ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» объявил тендер на 5,5 млн руб. на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости своих объектов, которую должны провести все метрополитены страны после апрельского постановления Правительства. Согласно информации портала госзакупок, итоги электронного аукциона уже подвели. Провести экспертизу и передать данные в Росжелдор, который является «компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности», планируется до 1 декабря 2017 г.

На готовность к введению проверки по типу аэропортов у Екатеринбурга есть еще несколько месяцев. В Москве тотальный досмотр введут с начала 2018 г., а в Санкт-Петербурге его уже опробовали: рамки настроили так, что они чувствовали от 180 граммов металла. Всех пассажиров, содержание карманов или сумок которых вызывало истошный писк аппарата (а таких было большинство), отправляли на досмотр. Вот что пишут в социальных сетях по этому поводу:

Требований к «субъекту транспортной инфраструктуры», который должен обеспечить безопасность в метро, в Положении, принятом в апреле 2017 г., перечислено больше сорока — от определения порядка проведения «досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра» и размещения КПП до непрерывного видеонаблюдения и «собеседований с объектами досмотра». Мы нашли шесть требований Правительства, которые точно испортят вам настроение, зато сделают поездку в метро безопасной.

№1 (Пункт 5.3). «В зоне транспортной безопасности объекта метрополитена в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных или иных материально-технических объектов». Под подозрением у составителей документа оказались все, даже ваша любимая собачка, которая мухи не обидит. И вы, и ваш багаж или самокат в глазах групп быстрого реагирования, которые круглосуточно дежурят на каждой станции метро, — «объекты досмотра».

№2 (Пункт 5.23). «Выделить в соответствии с утвержденным планом объекта метрополитена отдельные помещения или участки помещений на объектах метрополитена и оборудовать их для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения». Опасные вещества и предметы будут храниться в отдельном помещении в метро. Как будут утилизировать коллекцию перочинных ножичков (мало ли что носят в карманах пассажиры), в Положении не указано.

№3 (Пункт 6.1). «[Обеспечить] идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) объекта метрополитена на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей». Вы еще не купили жетон на поездку, а за вами уже следят. Камеры будут смотреть на вас, пока вы разглядываете рекламу на эскалаторе и ждете поезд. Более того — оборудование сможет узнать вас и хранить данные о вашей поездке в течение месяца.

№4 (Пунктр 6.2). «[Проводить] наблюдение за объектами досмотра и (или) собеседование с объектами досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра». Внимательных сотрудников службы безопасности обязали не только заставлять вас выгребать мелочь, ключи и мобильники из карманов, но и поговорить с вами во время досмотра. Ведь в 8 часов утра так приятно обсудить с охранником возможность теракта в метро.

№5 (Пункт 6.8). «Проводить повторный досмотр объектов досмотра на контрольно- пропускных пунктах, постах объекта метрополитена и в зоне транспортной безопасности при получении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства». Если какой-нибудь шутник решит напугать пассажиров или проверить бдительность службы безопасности, вас досмотрят повторно. Если же под подозрением у группы быстрого реагирования окажетесь вы сами, содержание багажа и карманов проверят дополнительно.

№6 (Пункт 8.7). «Увеличить в соответствии с планом объекта метрополитена количество (численность) групп быстрого реагирования на объекте метрополитена». Мало того что вокруг вас будет множество пассажиров, нервничающих из-за тотального досмотра, так еще и число охранников на квадратном метре должно, по мнению авторов требований, быть больше.

Пятый пункт Положения обязателен для всех метрополитенов страны. Набор остальных требований зависит от категории (от 1 до 4) и уровня безопасности, который присвоен конкретной подземке. Какие именно требования придется выполнять сотрудникам и пассажирам Екатеринбургского метро, станет известно в конце 2017 г.

Пока сотрудники местного метро не распространяются насчет тотального досмотра — возможно, им связывает руки ситуация в Петербургском метрополитене, где из-за всеобщей проверки на четырех станциях образовались огромные очереди. Как сообщил РБК, эксперимент в Северной столице признали неудачным. Руководство подземки обратилось к Министерству транспорта и губернатору Санкт-Петербурга с просьбой пересмотреть нормативную базу в части обеспечения безопасности.

Как сообщили корреспонденту 66.RU в Екатеринбургском метро, тотальный досмотр все же введут. Правда, когда именно — не уточнили. Директор метрополитена не смог лично ответить на вопросы журналиста. Сначала его не было на рабочем месте, затем он потребовал список вопросов через своего секретаря и ему же процедил скупой комментарий.

Владимир Шафрай, директор ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен»:

— Мы стремимся к этому.

Согласно Постановлению, на внедрение планов по обеспечению безопасности метро у ответственных организаций есть от года до двух лет. Значит, полноценный тотальный досмотр в Екатеринбургском метрополитене будет введен не раньше 2019 г., если до этого правила не изменятся.