В этой гонке, напомним, Екатеринбург участвовал во время прошлой кампании, прошел в финал, победив Бразилию, Турцию, Таиланд и уступив в итоге богатейшему эмирату Дубай — «Экспо-2020» будет проходить там. Мы попросили оценить шансы России на успех первого всенародно избранного мэра современного Екатеринбурга, члена Совета Федерации и бывшего председателя наблюдательного совета заявочного комитета «Экспо-2020» Аркадия Чернецкого.
Как водится, попутно затронули массу других актуальных тем.
— Для города, региона, а в определенной степени и для страны нет более мощного публичного события и, соответственно, импульса в развитии, чем всемирная выставка «Экспо». Эта выставка — самое крупное в мире массовое мероприятие. Она больше Олимпийских игр, больше чемпионата мира по футболу. За полгода, в течение которых проходит выставка «Экспо», через город, который ее принимает, проходят десятки миллионов гостей.
— Уже известно, с кем придется конкурировать Екатеринбургу?
— Российская заявка пришла одной из последних — как мы и предполагали. По неточной информации, которая у меня есть, на сегодня уже есть заявка от городов Париж и Осака. Предварительно велись разговоры о том, что будут заявляться Торонто и Баку, но на сегодняшний день у нас нет информации о том, что они подали заявки. Полный перечень городов, которые будут принимать участие в заявочном цикле, мы будем знать в самое ближайшее время.
— С чем связано столь позднее время подачи Россией заявки на участие в «Экспо»?
— В правительстве очень внимательно смотрели за потенциальными соперниками, которые предполагали выйти на конкурс. И, наверное, это правильно. Мы помним, как заканчивался наш цикл в 2013 г., когда вокруг России и ее заявки сформировался целый фронт оппонентов, который активно создавала Британия при неофициальной поддержке США, формально не являющихся членами выставочной организации.
— Как вы оцениваете победу Екатеринбурга в борьбе с другими городами Российской Федерации?
— Екатеринбург — единственный город, которому не требуется времени на раскачку. Учитывая колоссальную работу над предыдущей заявкой — здесь достаточно серьезные наработки.
— Но территорию в западной части города, где планировалось разместить всемирную выставку в 2020 г., сейчас предлагается застроить…
— Действительно, появился новый проект развития этой территории, но он не исключает возможности размещения там площадки «Экспо», а лишь сдвигает ее дальше на запад.
— Сейчас, как и в прошлый раз, все будут говорить, что выигрыш права на проведение Всемирной выставки даст существенный толчок развитию этой территории, поскольку позволит привлечь федеральное финансирование. А без него это развитие вообще возможно?
— Слушайте, мы все развитие города Екатеринбурга делали без федерального финансирования! Конечно возможно! Вопрос — в скорости. Будут деньги федеральные — можно сделать быстрее. Естественно, поскольку это новая, развивающаяся территория, туда нужно вести метро. Строительство метро полностью зависит от федеральных денег — без них нет возможности реализовать этот проект…
— Подождите, а в «Народное метро» вы не верите?
— Да верю, во всё верю, просто надо от разговоров переходить к делу. На уровне разговоров в этой идее все хорошо, но давайте посчитаем математику, сведем экономику — сколько денег мы можем собрать, сколько нужно. Это достаточно простой набор действий, поэтому — да, верю, почему бы нет? Во многих странах успешно работает такой инструмент, как облигационные займы. Но на какой срок нужна такая ссуда для строительства метро в Екатеринбурге? Принцип «прошу выданную мне возвратную ссуду считать безвозвратной» здесь, извините, не годится. Вся экономика должна быть тщательно просчитана.
— Району «ВИЗ-Правобережный» и территории, которая является его логическим продолжением, нужно не только метро, но и новая канализация.
— Да, там нужны серьезные коллекторы, дороги, много чего нужно. С другой стороны — там полностью решен вопрос водоснабжения. Естественно, все инфраструктурные вопросы нужно решать, но они решаемы.
— А вопросы модернизации общественного транспорта могут быть решены за счет победы в конкурсе на участие Екатеринбурга в «Экспо»?
— Я понимаю, к чему вы клоните. Но необходимость реформы системы общественного транспорта, о которой много говорилось в начале этого года, обсуждалась намного раньше. И я считаю, что прежде чем широко анонсировать ее запуск, нужно было сделать подготовительные работы. Обособить трамвайные пути и полосы для общественного транспорта. Построить правильные и эффективно организованные пересадочные пункты. То есть убрать часть транспорта — это просто. Не потерять при этом вопросе транспортного обеспечения — достаточно сложно.
— Недавно стало известно еще об одном проекте международного уровня в Екатеринбурге — ледовой арене «Автомобилист», которую УГМК предлагает построить в районе недостроенной телебашни. Еще одно из мест размещения объекта, которые обсуждались раньше, — Екатеринбург-Сити. Куда, по-вашему, более органично впишется такой многофункциональный объект?
— Тут есть два важных момента. Первый — архитектура. К сожалению, как правило, спортивные арены — далеко не шедевры с этой точки зрения. Поэтому если акцент будет сделан на спортивную составляющую, то размещать спортивный объект в самом центре города — неправильно. Если же эта арена уникальная по своей архитектурной форме, тогда пожалуйста. Второй момент связан с транспортной доступностью, которую надо просчитать тщательнейшим образом. И еще меня очень смущает исходное назначение этого объекта. Если это все-таки спортивная арена, то ей, конечно, не место в Сити. Если же это спортивный зал…
— А не подлежит ли трансформации сам проект «Екатеринбург-Сити»? Спроса на такой объем офисных площадей вроде бы не предвидится…
— Не подлежит. Это должен быть административно-офисный центр — возможно, с добавлением каких-то социально-культурных объектов. Но никакого жилья там быть не должно. Мы прекрасно понимали, что этот объект будет вариться очень долго — ну нет у нас одномоментно востребованных 600 000 м2 офисных площадей. Но даже если строительство растянется на 20 лет, нужно по максимуму сделать то, что можно сделать. В конце концов у нас нет другой такой площадки, так что пусть она застраивается хоть 10, хоть 20, хоть 50 лет.
— У вас нет опасения, что все пойдет по сценарию башни «Исеть», которая в итоге все-таки стала апартаментами?
— Знаете, сколько мне взяток предлагали в свое время, чтобы я разрешил на этом участке строить жилье? Миллионы! Я свою позицию сразу обозначал: это место резервируется для того, чтобы здесь был построен административно-офисный центр города. Это должен быть Сити. Других таких у нас нет. Разбазарить эту площадь очень просто. Только свистни — через полгода застройщики тут будут в очереди стоять, а через два года всё застроят.
Фото: архив 66.RU