Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Без права на старость: кто загоняет беспомощных людей в частные дома смерти

Без права на старость: кто загоняет беспомощных людей в частные дома смерти
Фото: архив 66.ru
Согласно официальным данным, в Свердловской области нет никаких проблем с приютами для брошенных стариков и бездомных: коек достаточно, в очередях на право занять эти койки никто не стоит. Однако при этом частные дома престарелых, работающие на грани закона или за его чертой, по-прежнему переполнены. Журналисты 66.ru разобрались в сложной системе легальных и нелегальных учреждений и поняли, как люди оказываются в «домах смерти» и концлагерях для стариков.

Владельцы частных приютов и домов престарелых Екатеринбурга фиксируют резкое увеличение числа постояльцев. Объясняют это просто: зима близко, и людям хочется провести ее в тепле и уюте, а не на вокзалах и в подъездах, откуда их постоянно гоняют. В таких домах, к слову, живут не только люди без определенного места жительства, но и пенсионеры, которые по разным причинам оказались на улице.

Силовики и другие надзорные органы такие приюты не любят и регулярно их разгоняют. Яркий пример — история «Дома старчества» в переулке Транзитном, которым раньше руководил бывший православный священник Алексей Новожилов.

В особняке, ранее принадлежавшем цыганскому наркобарону, напомним, спецкор 66.ru обнаружил «дом старчества», который больше напоминал концлагерь для стариков: голодные, беспомощные, исхудавшие пожилые люди спали на полу или на металлических кроватях без матрасов, сами помогали больным (как уж могли) и задыхались от заполнившей все помещения вони. После разразившегося скандала стариков госпитализировали, приют Новожилова закрыли, а официальные представили ответственных госструктур заявили: никаких объективных причин для работы подобных частных учреждений в регионе нет, социальные службы, по их словам, способны самостоятельно заботиться о пожилых и беспомощных людях, оказавшихся на улице.

Тем не менее на деле оказалось, что приютить и помочь государство готово и способно, мягко говоря, далеко не всем. После того как силовики возбудили уголовное дело «по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям законодательства», экс-священник Новожилов отказался от обоих своих приютов в Екатеринбурге. В итоге заведение на Автономных Республик закрыли, а приют в Транзитном возглавила бывшая подчиненная Новожилова — Ольга Бахтина. Суд решил, что она должна приостановить работу на месяц, но большинство из обитавших там стариков отказались покидать свой единственный дом. По закону, социальные службы без их согласия никого вывезти не могли, а приставы не могли опечатать дом с людьми внутри. И на всё просто закрыли глаза...

Без права на старость: кто загоняет беспомощных людей в частные дома смерти

Сегодня в приюте в переулке Транзитном живут 40 человек. Большая часть постояльцев — или инвалиды-колясочники, или люди на костылях, которым нужна постоянная медицинская помощь. Но квалифицированных врачей здесь нет. Помощь этим людям могут оказать только в государственных центрах, но они туда идти не хотят; а если и хотят — не могут попасть. Журналисты Портала 66.ru поговорили с теми, кто по работе постоянно сталкивается с бездомными пенсионерами, и узнали у них, почему старики не идут в государственные центры, предпочитая оставаться в частных приютах с «антисанитарными», по мнению чиновников, условиями.

Немного об обитателях приютов

Сразу уточним: есть несколько типов домов престарелых. Конечно, есть вычищенные частные приюты, куда стариков за определенную сумму в месяц сдают их родственники по каким-либо причинам. Пока за пенсионеров стабильно вносят деньги, те мило живут в таких домах, получая постоянный уход и общаясь со сверстниками.

Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом

Фото: архив 66.ru