Екатеринбург, который и так небогат водными ресурсами, рискует потерять более или менее чистую Исеть. При нынешней системе, когда речку можно засорять и безнаказанно сливать отходы, срок ей — до конца столетия.
Постоянные выбросы веществ с содержанием половины таблицы Менделеева противоречат мечте чиновников из городской администрации создать к юбилею Екатеринбурга ухоженную набережную от Верх-Исетского до Нижне-Исетского пруда.
Раз в две недели (возможно, это оптимистичная оценка) в воду попадают отходы хозяйственной деятельности предприятий самых разнообразных ярких цветов: то мыльные растворы, то нефтепродукты, а иногда даже наркотики. Горожане гневаются, иногородние фотографы фотографируют, прокуратура проверяет. А что происходит дальше?
|
---|
Ретроспектива. Загибаем пальцы:
Конечно, это не все случаи. Можете помочь нам составить карту, где убивают Исеть.
Виновных либо не наказывают, либо наказывают так, что не отбивают у них желания портить речку. Сливать отходы и платить штраф для кого-то выгоднее, чем работать по закону.
— Согласно Водному кодексу, все водные объекты находятся в федеральной собственности. Сеть ливневой канализации, через которую идет слив, курирует комитет благоустройства, а занимается этим МУП «Водоотведение и искусственные сооружения».
|
---|
Природоохранная прокуратура пеняет на сточные воды крупных промышленных предприятий, расположенных вдоль канала, зарегулированность прудами и водохранилищами, загрязненные притоки рек Решетки, Патрушихи и Сысерти, стоки с грязных почв у водосбора и екатеринбургское МБУ ВОИС.
— С 2015 года были проведены проверки в отношении таких предприятий, как «Северский гранитный карьер», «Синарский трубный завод», «Каменск-уральский литейный завод», «Каменск-уральский завод обработки цветных металлов». Значительный вклад в загрязнение водного объекта вносит сброс неочищенных сточных вод от ливневой канализации.
По статистике надзорного ведомства, за полтора года до суда дошли всего два дела при выявленных 40 нарушениях. «К административной ответственности привлечено 11 виновных лиц, внесено 26 представлений», — отчиталась прокуратура.
Черную метку получила и мэрия Екатеринбурга. По мнению ведомства, чиновники принимают недостаточные меры по соблюдению законодательства в сфере окружающей среды в части надлежащей очистки ливневых сточных вод.
|
---|
В МБУ ВОИС с претензиями не согласны и отрицают наличие системных проблем с городской канализацией.
— Ливневые канализации не являются фактором загрязнения. Дождевая вода хоть с неба попадает в реку, хоть через стоки. Какая разница? Когда-то случился какой-то разовый выброс. Это не говорит, что так происходит постоянно.
Прокуроры оперируют цифрами: «В местах сброса ливневых сточных вод города Екатеринбурга в реку Исеть наблюдается превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах по нефтепродуктам, по железу, по меди, по цинку, по марганцу, по алюминию. При этом по некоторым из них — от 1,2 до 170 раз».
Самые загрязненные зоны Исети находятся в створе 7 км ниже Екатеринбурга (Большой Исток) и в створе 19 км ниже Екатеринбурга (Арамиль). А участок реки рядом с селом Колюткино давно считается одним из наиболее загрязненных во всей области.
|
---|
Справедливости ради, нельзя сказать, что городские чиновники забросили экологию. У Центрального стадиона к чемпионату мира по футболу, например, достраивают очистные сооружения, которые примут потоки с дорог и уже очищенными перенаправят их в Исеть.
Есть еще изящная идея прорыть под городом 20-километровый коллектор глубокого заложения. Труба бы прошла от Визовского пруда к Южной аэрационной станции, подцепив основные планировочные районы — ВИЗ-Правобережный, Широкую Речку, Академический, Солнечный, весь Горнощитский луч.
|
---|
Примерный маршрут прохождения коллектора глубокого заложения. На проект, который чиновники обсуждают осторожно и только шепотом, понадобится не меньше 4 млрд руб. А Александр Репин и вовсе утверждает, что его реализация технически невозможна. |
Даже с работающими ливневками, добросовестными предпринимателями и очистными сооружениями Исеть не будет чистой. Мэрия каждый год тратит несколько миллионов рублей на очистку реки от бытового мусора: бутылок, окурков, пакетов и тряпья. За один только июнь оттуда выловили четыре тонны отходов. Егор Свалов морализаторским тоном призывает горожан не оставлять ничего на набережной во время променада.
Но все-таки хочется закончить материал мажорным аккордом. Вопреки всему.
— Кто сказал, что у нас в городе плохая экологическая обстановка? Я точно знаю, что Исеть с каждым годом становится чище. Даже раки появились, как раньше. А раки живут только в чистой воде. Очистные сооружения в городе строятся, пусть медленно и не так, как хотелось бы. Экологическая ситуация улучшается.
Может, действительно, зря паникуем?
Фото: предоставлено читателями; архив 66.ru; Google Maps