По поручению губернатора Министерство энергетики и ЖКХ проверяло все муниципалитеты Свердловской области в поисках управляющих компаний, незаконно задирающих стоимость коммунальных услуг. Закончив проверку, глава министерства Николай Смирнов публично объявил: массовых нарушений не выявлено.
Такое заключение вызвало волну негодований. В комментариях к нашим новостям вы обвиняли Смирнова в некомпетентности, советовали ему сменить работу и приводили конкретные примеры резкого роста платежей: «На Химмаше за двушку: с 2500 до 3100. Рост — 24%» или «А факт посвежее!!! За январь 2013 года было 4700, а за февраль стало 5500 за 3-комнатную!!!».
В общем, министру снова пришлось объясняться. Он еще раз заявил: необоснованного роста тарифов не было, а суммы в платежках изменились по другим причинам. И обозначил три самых распространенных примера. Далее приводим слова Смирнова по пунктам и без купюр.
1. Приборы учета тепловой энергии
По ряду муниципалитетов жители оплачивали поставку тепловой энергии в течение всего года. То есть тепло они потребляют только в холодное время года, но оплачивали в том числе летом — в счет снижения зимних платежей.
После установки приборов учета, естественно, платить приходится только по факту. Летом счет за тепло никто уже не выставит. Но зимой из-за этого суммы увеличились.
Мы обязали глав муниципальных образований провести разъяснительную работу: донести до граждан, что рост платы за тепло будет нивелирован в летние месяцы.
2. Январь — специфический месяц
Многие жалобы связаны с резким увеличением платежей именно в январе. Надо понимать, что это специфический месяц. Во-первых, он самый холодный. И потребление тепловой энергии — максимальное. Во-вторых, в январе полмесяца мы все сидим дома. И потребление электроэнергии, горячей и холодной воды резко увеличивается. Соответственно, растут и платежи.
3. Раздутые площади мест общего пользования
В ряде муниципалитетов мы выявили такое нарушение: управляющие компании предъявляли необоснованно высокие платежи за общедомовое потребление энергоресурсов.
Постановлением РЭК четко ограничен список площадей, на которые могут быть установлены общедомовые платежи. Несмотря на это некоторые УК расширили этот перечень или самовольно увеличили площадь мест общего пользования. Естественно, подскочили суммы в платежках.
Мы все эти случаи выявили, сообщили о нарушениях в Государственную жилищную инспекцию. И потребовали от управляющих компаний в кратчайшие сроки произвести перерасчет.
Если такие объяснения вас не устраивают, Николай Смирнов предлагает жаловаться.
Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области:
— Алгоритм простой: если вы сомневаетесь в обоснованности выставленного вам счета за услуги ЖКХ, обращайтесь сначала в управляющую компанию. Не устроил их ответ? Жалуйтесь в администрацию района или города. Если и они не помогли — обращайтесь в областное министерство энергетики и ЖКХ.
Правда, шансы на то, что ваши претензии признают обоснованными, невелики. Как утверждает сам министр, граждане, как правило, просто не понимают логики расчетов коммунальщиков и «большинство вопросов решается еще на уровне управляющей компании». Смирнову вторит глава РЭК.
Владимир Гришанов, глава Региональной энергетической комиссии Свердловской области:
— К примеру, к нам с января поступило более 500 обращений. Но в большинстве случаев никаких нарушений мы не выявили.
Направленное Вами соглашение по изменению ДОГОВОРА не может быть подписано мною, т.к. Ваши ПРАВИЛА нарушают ряд статей ЖК РФ, Закона "О защите прав потребителей".
Предлагаю в досудебном порядке снять с меня неправильно начисленную сумму в размере 1500 руб.
Одновременно направляю Вам некоторые выявленные замечания по ПРАВИЛАМ № 354.
Коррупция в Правилах ЖКХ
Василий Штенников
Во-первых, коммунальщики не правильно применяют формулы своих же Правил: из домового (а не общедомового) объёма потребления ресурсов необходимо вычитать, как объёмы потребления в жилых, так и в нежилых помещениях, а не только объёмы потребления в жилых помещениях (см. Правила № 354).
Во-вторых, разработчики, а затем пользователи Правил № 354 (УК, ЖКХ) нарушают ЖК РФ, в первую очередь, - по двойной оплате за общедомовые нужды, т.к. «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя (п. 2 ст. 154 ЭК РФ) :
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги».
Возможность распределения платы за общедомовые нужды по площади также не предусмотрена в ЖК РФ. Она применима только к содержанию жилья (без коммунальных услуг). Кроме того упомянутое распределение платы не соответствует принципу разумности и справедливости, так как площадь жилого помещения не влияет на расход воды и электроэнергии в местах общего пользования.
Одновременно, в ЖК РФ используется понятие «содержание общего имущества», а Правила № 354 – подменяют его на «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды», коротко – «общедомовые нужды», что не соответствует логике ст. 154, 158 ЖК РФ, как в части двойной оплаты, так и в части введения статьи расходов - коммунальные услуги на «общедомовые нужды», чего в ЖК РФ нет.
Кроме того, термин «общедомовые нужды» неопределённый и вводит потребителя в заблуждение, что является нарушением прав потребителей: понятие «общедомовые нужды», как это следует из ответа МУП «Центра муниципальных услуг» и управляющей компании используется, как в смысле «нужды общего потребления» («содержание общего имущества»), так и в значении «суммарные нужды для всего дома».
Приведённые формулы должны показывать нулевые выплаты за «общедомовые нужды», исходя из закона сохранения. Естественно, это выполняется, если нормы расходов определены корректно. Другими словами: нормы необходимо определять по балансу, а не требовать деньги с граждан по «кривым» нормам.
Например, вода, поступающая в дом потребляется только «в жилых и нежилых помещения» (терминология Правил № 354), даже включая дыры в трубах, содержание магазинов, других арендаторов, так как других помещений не бывает!
Разработчики Правил № 354 умышленно применили формулы, для определения общедомовых нужд, не предусмотренным ЖК РФ способом. Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ расход ресурсов может определяться только по показаниям приборов учёта или по утверждённым нормативам. Разработчик Правил № 354, место прямого использования показаний приборов учёта в помещениях общего имущества или нормативов потребления ресурсов по ним, как установлено п. 1 ст. 157 ЖК РФ, в формулах для расчётов, например ф. 11 в п. 11, ф. 12, в п. 13, обязывает использовать разницу между объёмом потребления ресурса по всему дому и расходом ресурсов во всех жилых и нежилых помещениях. Это равносильно тому, что с гражданина вместо справки о том, что он холостяк, затребовать справку о том, что он не женат на всех женщинах Мира.
Кроме того, применение нового способа обязывает управляющие компании знакомить потребителя с показаниями всех приборов учёта, как в жилых (квартирных), так и нежилых помещения, раз уж эти показатели указаны в формулах, что не соблюдается.
Таким образом, утвержденные новые коммунальные правила в части «обещедомовых услуг» только по части выявленных и приведённых в комментариях фактах дают основания предполагать о наличии элементов коррупции в Правилах № 354, предусмотренных «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно:
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, например, в части содержания некорректных технических расчётов;
- закрепление административного порядка предоставления права (блага) без учёта закона «О защите прав потребителей», в первую очередь;
- употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Может попросить министра покинуть свой пост, за не уважение к коренному населению Урала