Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Риск для двух Евгениев». Почему начался и чем может закончиться публичный конфликт Пригожина и Куйвашева

24 февраля 2023, 18:15
«Риск для двух Евгениев». Почему начался и чем может закончиться публичный конфликт Пригожина и Куйвашева
Фото: коллаж Кирилл Смоленцев, 66.RU
Одним из главных политических событий 24 февраля оказалось публичное противостояние губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и бизнесмена, главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Накануне пресс-служба Пригожина опубликовала пост, в котором тот в привычной для себя манере с критикой прошелся по ЯНАО и Свердловской области, «где местные администрации отказываются с почестями хоронить» бывших заключенных из состава частной военной компании. На следующее утро последовал ответ Куйвашева, который, обращаясь к бизнесмену на «ты», попросил того «не совать в нос в региональное управление и кадровую политику». Реакция Пригожина не заставила себя долго ждать: в еще одной публикации тот начал грозить Куйвашеву «расстрелом» и «народными вилами», если тот не пойдет на фронт.

Политологи и эксперты считают, что этот публичный конфликт будет иметь последствия. Причем рискуют оба.

Например, так считает политический аналитик и бывший замглавы администрации губернатора Свердловской области Илья Ананьев.

Евгений Куйвашев — боец. В нем есть характер. Свердловская область его закалила еще больше в баталиях. Но как человек, умеющий держать удар, он начал формироваться еще будучи главой поселка Пойковский, который был неформальной штаб-квартирой «ЮКОСа». «Разборок» там хватало. Он выстоял.

Резкий ответ Пригожину идет из «сердца» и эмоций скорее «пацана» и мужика, обязанного выдать ответку. Но все-таки политики от губернатора в нем мало. Пригожин не лезет в область. Он просто расставляет акцент на справедливости к погибшим. Только и всего. В «дерзости» Евгения Куйвашева есть главный риск.

Кремль через призму «Вагнера» срежет отношение главы региона к СВО. Это риск номер один. Личный для губернатора.

Второй кризис — фактически Евгений Куйвашев демонстрирует право Свердловской области на «самоопределение», дистанцирование от Федерации и выход региона в обособленный политический субъект. Что является самым мощным триггером для Старой площади наравне с эго-позицией национальных республик.

Конфликт двух Евгениев превратится в последствия для одного из них.

Политконсультант и политтехнолог Алексей Швайгерт допустил, что с помощью Куйвашева с Пригожиным разговаривает и выражает позицию мэр Москвы Сергей Собянин, которого связывают близкие отношения с уральским губернатором.

Политолог и бывший спичрайтер Владимира Путина Аббас Галлямов* также не исключил, что ответ Пригожину Куйвашев согласовал с администрацией президента. В последние дни, согласно различным источникам СМИ, губернатор был в Москве.

Итак, Куйвашев жестко отчитал Пригожина и послал его поучить жену щи варить. В этой связи хотел бы отметить, что люди, подобные свердловскому губернатору, хорошо чувствуют конъюнктуру и поперек батьки в огонь не лезут. Думаю, что Куйвашев свой ответ согласовал с Кириенко, а скорее всего, вообще написал его по просьбе последнего.

Подтверждением такого отношения к Пригожину со стороны администрации президента может стать тот факт, что государственным СМИ запретили цитировать критические высказывания Пригожина или вовсе упоминать его «без крайней необходимости», о чем изданию «Верстка» рассказывал источник в одном из государственных медиа. Информационные агентства РИА «Новости», ТАСС и «Интерфакс» действительно с января перестали цитировать заявления Пригожина, не касающиеся непосредственных действий ЧВК «Вагнера» на украинском фронте.

Причиной этого стало то, что Пригожин регулярно критикует российских чиновников, а в последнее время — министра обороны Сергея Шойгу и командующего СВО, начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова.

Политолог Сергей Марков ранее, комментируя перепалку Куйвашева и пропагандиста Владимира Соловьева, говорил, что это выводит регион в оппозиционное поле. Сейчас он считает, что свердловскому губернатору из-за конфликта с Пригожиным может грозить увольнение, но не сразу, а через некоторое время.

Он сильно рисковал, потом оскорбительно выразился, про котлеты там и так далее. Куйвашев на этом чистом поле вылазит здесь и говорит: «Я, вылейте на меня ушаты дерьма». Странное поведение, скажу честно, очень странное. Он вызвал огромную лавину, которая существенно больше публичной поддержки Пригожина.

Политолог, глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов, в свою очередь, принимает позицию, что от этого конфликта «выиграют оба».

Пригожин из архетипического образа «героя» стремительно дрейфует в образ «бунтаря».
Куйвашев из образа системного губернатора (охранителя режима) в образ заложника постельцинского либерального вайба (защитника местной идентичности) — и в этом он тоже «бунтарь».

Таким образом, конфликт Пригожина с Куйвашевым, это конфликт двух полярных флангов российской политической системы: ультрапатриотического и системно-либерального.
При этом для обоих игроков этот конфликт — игра с нулевой суммой, выигрывают оба. Куйвашев демонстрирует свое бесстрашие в борьбе с могущественным варлордом, Френсисом Дрейком суверенной России, Пригожин еще раз доказывает свое уникальное право мочить хоть Минобороны, хоть согласованного с президентом губернатора и быть главным в стране сертифицированным оппозиционным политиком.

* признан Минюстом иноагентом