В Свердловской области все заметнее наступление кадрового кризиса: при пустой скамейке запасных губернатору Евгению Куйвашеву выводить на политическое поле некого. С учетом скорого выхода на пенсию министра финансов Галины Кулаченко и перехода в мэрию Екатеринбурга Алексея Орлова вакантными остаются два поста.
И Орлов, и Кулаченко входили в ближайшее окружение главы региона. В правительстве на Алексее Орлове был замкнут весь хозяйственный блок, он отвечал за самые капиталоемкие проекты и был организатором всего экономического процесса. Задачей Галины Кулаченко было найти под это финансирование. Часто для этого привлекались банковские кредиты. Несмотря на преданность, оба чиновника могли если не переубедить, то хотя бы возразить главе региона. Сейчас таких людей почти не осталось.
Есть сведения, что Евгением Куйвашевым системно недовольны в администрации президента. Причина этому — стиль работы. Как рассказал 66.RU информированный источник, свердловский губернатор редко оперативно принимает решения по проблемным вопросам, что многие трактуют как отказ от ответственности. Куйвашев предпочитает сразу не вмешиваться в проблемы, а ждать, когда она решится сама. Без надежного тыла такая тактика может быть обречена: в регионе высокая заболеваемость коронавирусом, к 2023 году в Екатеринбурге нужно строить объекты для Универсиады, денег на которые не всегда хватает.
По сути, у Куйвашева не осталось команды из квалифицированных чиновников, чтобы управлять регионом, считает наш собеседник. Он добавляет, что Алексей Орлов, если его назначат мэром Екатеринбурга (а к этому все и идет), через полгода окрепнет и превратится в самостоятельного политика.
После ухода Орлова и Кулаченко глава региона должен перераспределить их функционал. Как перечисляет наш источник, внутри администрации губернатора можно выделить три силы.
«Местные». В эту группу, которая в последнее время ослабла, входит вице-губернатор Сергей Швиндт — компромиссная фигура, которая устраивает местные элиты (прежде всего, строительное сообщество). Его характеризуют как жесткого и эффективного руководителя, но у него есть отягощающее обстоятельство: прежде он входил в команду Владимира Тунгусова, отчего его шансы на повышение выглядят призрачными.
«Команда Куйвашева». Это люди, которые вместе с ним переехали из Тюмени. Костяк группы составляют Валерий Чайников, Павел Креков и Азат Салихов, которые, по сути, остались чуть ли не единственными влиятельными соратниками свердловского губернатора. Они попробуют продвинуть на должность первого вице-губернатора Павла Крекова.
«Новые союзники». К этой группе причисляют замгубернатора Сергея Бидонько, который в последнее время формирует свои рычаги влияния и подминает под себя информационную политику. Есть версия, что его назначение может поддержать Куйвашев.
Также интерес к креслам в правительстве проявляет бизнес. Прежде всего, УГМК и собственник «Мотива» Виталий Кочетков. Шансы ставленника медного холдинга занять один из постов минимальны, уверен наш собеседник.
Дело в том, что сейчас в УГМК проходит реорганизация и смена поколений среди топ-менеджмента. Как сообщал РБК Екатеринбург, дирекцию по трансформации возглавил 33-летний сын мажоритарного владельца Искандара Махмудова Джахангир Махмудов. У новых управленцев возникли вопросы к работе гендиректора холдинга Андрея Козицына. Параллельно был запущен процесс раздела активов. Так, Андрею Козицыну могут достаться лишь предприятия черной металлургии, «УГМК-Агро», «УГМК-Здоровье» и музей в Верхней Пышме. В результате этого в администрации губернатора решили выждать некоторое время.
Сам Махмудов-старший в 2016 году сумел пролоббировать Владимира Тунгусова на пост руководителя администрации губернатора, но второго шанса Куйвашев опальному политику не даст.
Что касается Виталия Кочеткова, то он хранит пост главы минфина для своего человека. Правда, кто это — неизвестно. Совпадение или нет, но как только появляется реальный претендент на министерское кресло, к нему проявляют интерес силовые структуры, с которыми имеет связи бизнесмен.