Еще в прошлом году президент России Владимир Путин потребовал от губернаторов отказаться от трат бюджетных денег на самопиар. Глава государства назвал это «нецелевым использованием средств». Идею поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев, и активисты «Общероссийского народного фронта».
Однако в последнее время тема бюджетных трат на саморекламу глав регионов в повестке не всплывала. Разве что мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман в преддверии прямой линии с Путиным упоминал, что спросил бы у президента о тратах Евгения Куйвашева на «поддержку СМИ». Правда, после официального примирения области и города вряд ли представители мэрии станут публично возмущаться излишними тратами на пиар.
Между тем аппетиты региональных властей растут: изначально в бюджет Свердловской области на 2016 г. на средства массовой информации было заложено 534,79 млн руб. — столько же, сколько и в 2015 г. Однако летом документ переверстали, и теперь на эти же цели заложено 550,5 млн руб., то есть на 15 млн руб. больше.
Как рассказала Порталу 66.ru член Общественной палаты Екатеринбурга, юрист «РосПил — УрФО» Екатерина Петрова, увеличение трат на СМИ может быть связано с предстоящими выборами и необходимостью больше вкладывать в публикации и программы. По словам Петровой, она вообще не видит смысла в тратах бюджетных денег на освещение деятельности органов госвласти в СМИ.
Екатерина Петрова, юрист «РосПил — УрФО»:
— С моей точки зрения, все аукционы на освещение деятельности органов власти незаконны. Если власть хочет, чтобы о ее деятельности писали и показывали по ТВ, пусть создает инфоповоды, показывает, чем она занимается и какие результаты. У них у всех есть пресс-службы, которые должны этим заниматься. Я не понимаю, почему вообще бюджет должен оплачивать какие-либо публикации. Все, кого интересует информация о деятельности власти, могут найти ее на сайте соответствующей службы.
Можно возразить, что 500 млн руб. — это не только пиар, но и, например, поддержка муниципальных изданий. Однако в повестке местных газет — регулярные доклады об успехах и заслугах правительства Свердловской области. Пиар это или нет?
Директор департамента информационной политики губернатора Свердловской области Александр Иванов не видит обоснований для увеличения финансирования СМИ и будет добиваться сокращения этой статьи расходов в будущем.
Александр Иванов, директор департамента информационной политики губернатора:
— Я не видел обоснований увеличения ассигнований, поскольку проект закона готовился давно, еще до моего прихода на эту должность. Я могу предположить, что это связано с увеличением финансирования автономных учреждений (газет), таких как «Областная газета» и муниципальные печатные СМИ. Может быть связано с увеличением тиражей изданий из-за роста подписки, с увеличением государственного задания. Я буду выходить с инициативой о сокращении в следующем году расходов на СМИ как минимум на одну четверть.
Отметим, что в большинстве случаев госконтракты «на освещение в СМИ деятельности органов власти Свердловской области» пишутся под конкретное издание или телевидение. Мы уже неоднократно приводили такие примеры. Подробнее про аукционы под конкретные СМИ можно прочитать здесь.
Напомним, в декабре 2015 г. депутаты от всех фракций (Михаил Дегтярев (ЛДПР), Александр Бурков («Справедливая Россия»), Александр Ющенко (КПРФ) и сопредседатель центрального штаба ОНФ — единоросс Ольга Тимофеева) — внесли в Госдуму законопроект, запрещающий региональным властям тратить бюджетные средства на пиар.
За крупные траты (в размере от 1,5 млн до 7,5 млн руб.) чиновников предлагается карать либо штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до двух лет, либо двухлетним лишением свободы. За траты более 7,5 млн руб. будут штрафовать на 500 тыс. руб. или сажать в тюрьму на срок до пяти лет.
Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом
Хотя осыпь его звездами (Пиарь хоть днями и ночами);
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Гавриил Державин