Екатеринбург оказался на самом краю реформы системы местного самоуправления. Уже этой осенью депутаты Законодательного Собрания смогут решить, кто и как будет руководить городом. Они могут сломать всю действующую иерархию и передать власть заново созданным думам в каждом районе муниципалитета. А могут сохранить нынешнюю двуглавую систему (с заседающим в Думе мэром и отвечающим за всю текущую работу сити-менеджером) или вообще вернуть прежний одноглавый порядок с сильным выборным главой.
|
---|
Первыми рыть русло будущей реформы муниципальной власти начали противники нынешней мэрии. Под окнами администрации они провели митинг за отставку сити-менеджера Александра Якоба и всей его команды. За митингом последовали рекламные растяжки в центре города. Лозунги — те же. |
Для администрации Евгения Куйвашева это шанс взять реванш и еще раз попытаться получить контроль над Екатеринбургом. Ни губернатор, ни его прямые подчиненные до сих пор никаких заявлений относительно реформы не делали. Но на желание областных раздробить власть в городе как бы намекали многочисленные протестные акции под единым лозунгом «Якоб, уходи!».
|
---|
Город ответил своим митингом — в поддержку нынешней команды. Людей собрали больше и свои тезисы, похоже, озвучили громче. Массовую акцию мудро приурочили ко Дню России. Сначала выразили поддержку политике Владимира Путина, а только вторым пунктом резолюции митинга попросили ничего в системе управления Екатеринбургом не менять. |
В итоге команде мэрии все же удалось удержать равновесие. Как утверждают наши источники, из Кремля в администрацию Евгения Куйвашева поступил вполне однозначный сигнал: Екатеринбург и Нижний Тагил трогать не стоит, потому что мэры этих двух городов честно избраны и пользуются электоральной поддержкой. А злить избирателей сейчас не нужно.
|
---|
«Стихийные акции» против Якоба продолжались. Сити-менеджера настойчиво попросили уволиться, сложив привычный уже лозунг на задних стеклах автомобилей, припаркованных прямо под окнами мэрии. А в день отчета главы администрации Екатеринбурга перед депутатами «активные горожане» привезли ему подарок — тележку на колесиках с результатами опроса, которые ожидаемо подтверждали тезис о том, что власть в муниципалитете пора бы поменять. |
Теперь страсти стихли. Отставки Якоба больше никто не требует. Тем не менее сенатор Аркадий Чернецкий, по долгу службы вращающийся в обществе людей, принимающих решения на федеральном уровне, не спешит говорить о победе городских. До момента, когда депутаты примут решение по системе власти в Екатеринбурге, остается еще довольно много времени, и ситуация может поменяться, рассуждает он:
— Давайте не будем народ раньше времени пугать. Есть два этапа. Этап номер один — корректировка регионального законодательства под те изменения, которые прошли на федеральном уровне. Депутаты просто обязаны установить новые рамки, создать возможность раздробления муниципальной власти. А второй этап — это уже решения по каждой территории.
Первый этап сам по себе ни о чем не говорит. Он обязательный. А дальше уже надо будет вести разговор по поводу конкретных изменений в каждом городе.
|
---|
«Заменять существующую модель в крупных городах на модель с районным делением недопустимо. Это разрушает систему». |
— Вы думаете, эти два этапа как-то сильно растянутся во времени?
— Я не знаю. Я, как говорится, мысли не читаю. Но, к сожалению, я пока аргументов не вижу. Многие вещи, как мне кажется, происходят на эмоциональном уровне. Если хоть кто-то мне сможет дать какие-то серьезные доводы в пользу смены системы власти в Екатеринбурге, я готов с ними ознакомиться. Но пока никаких очевидных плюсов не видно.
Вообще я был категорически против реформы местного самоуправления в том виде, в котором она была изначально предложена. Категорически! Заменять существующую модель в крупных городах на модель с районным делением недопустимо. Это разрушает систему.
Я не очень понимаю, как можно подписываться на эти изменения, не имея никакого представления о том, как будет построен бюджетный процесс. Кто кому утверждает нормативы? Как будут разделены полномочия? Как будут осуществляться трансферы? Что делать с районами, имеющими собственную доходную базу, а что — с теми, у кого ее вообще нет? И главное: кто будет за это платить? Ведь преимущества создания нового уровня муниципальной власти — районного — не очень понятны. А затраты — вот они, очевидны: новые депутаты, новые помощники, новые машины и так далее.
И очень много пришлось приложить усилий, чтобы районное деление было принято лишь как альтернативный вариант. Есть, на мой взгляд, исключительные случаи в отдельных городах. И там эта система может оказаться продуктивной. Но это, подчеркну, исключительные случаи.
— Но екатеринбургская команда, насколько я понимаю, уже удержалась. И у нас реформа вряд ли пойдет в русле передачи властных функций районным думам…
— Никогда не говори «никогда». Решение в данном случае принимает область. Я рассчитываю, что, проанализировав все за и против, региональная власть не будет настаивать на раздроблении системы местного самоуправления. Но тем не менее. Повторюсь, многие решения принимаются на уровне эмоций.
|
---|
«Когда перед выборами о возвращении сильного мэра говорили и город, и область, процесс надо было доводить до конца. Сегодня реализовать это будет сложнее». |
— Какую из двух оставшихся схем, с вашей точки зрения, город постарается реализовать: оставить все как есть или вернуть единого избранного мэра?
— Надо признать: немножко упустил момент. Когда весной прошлого года этот вопрос был в повестке, когда перед выборами о возвращении сильного мэра говорили и город, и область, процесс надо было доводить до конца. Это был реальный шанс. А сегодня с точки зрения внешней конъюнктуры реализовать это будет сложнее. Но законодательно это не запрещено. Потому это дело согласований, компромиссов, последовательности действий городской власти и позиции областной администрации.
— Как вы оцениваете работу городской команды в ситуации реформы местного самоуправления? Все ли сделали правильно? Смогли надежно защититься и удержать позиции?
— Реформа еще не началась.
— Но готовиться к ней стали сильно заранее. Взять хотя бы большой митинг в поддержку президента и за сохранение действующей системы…
— Вы понимаете, в чем дело, публичные действия хороши, но иногда решения принимаются не на площадях. Я в данной ситуации не буду давать оценки тому, что городская команда сделала раньше. Сейчас ей придется все начинать с нуля.
И на сегодняшний день принципиально важно другое: серьезность аргументации, которую может предложить город, для того чтобы сохранить существующую систему, или серьезность аргументации области, если она захочет систему менять. Посмотрим. Пока аргументы не озвучены. И ничего еще не решено.
Фото: Дмитрий Горчаков; Сергей Панин; Евгений Лобанов; архив 66.ru
Градостроительная политика аля точечная застройка на готовых коммуникациях, которые тянуть не надо. Помню когда Академ запускали так на Аркаше лица не было по ощущениям, что к нему лично в карман залезли ибо пришлось подвинуться со своим Атомстроем
А кого Чернецкий считает "сильным" мэром?