Документ уже прошел первое чтение, поправки ко второму должны поступить до 28 декабря 2020 года. Авторы законопроекта предложили дополнить вторую часть статьи 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотиков». Сейчас там содержатся четыре квалифицирующих признака, к которым добавляют еще один — использование при совершении преступления информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет. Такие преступления будут караться лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Одновременно депутаты предложили усилить ответственность за склонение к наркопотреблению, если оно привело к смерти двух и более лиц. В таком случае действия будут наказываться лишением свободы на срок от 12 до 15 лет. Изменения предусматривают и штрафы за пропаганду наркотиков – до полутора миллионов для юрлиц, деятельность которых могут приостановить на срок до 90 суток. Штрафы для простых жителей могут составить от 5000 рублей до 30 000 рублей. «Представляется, что владельцы интернет-ресурсов, пропагандирующие наркотики, должны нести более строгую административную ответственность», — говорится в пояснительной записке.
Авторы инициативы убеждают, что она не затронет законопослушных россиян и направлена исключительно на защиту интересов государства. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев уверяет, что законопроект поможет в борьбе с сайтами и страницами в соцсетях, где продаются наркотики, а также с группами, «склоняющими подростков и молодежь к наркопотреблению».
Но на практике все оказывается совсем иначе. В сентябре 2020 года Ленинский районный суд Пензы на четыре тысячи оштрафовал местную жительницу Юлию Короткову, которая еще в 2018 году опубликовала фотографию в носках с принтом листьев конопли. То, что соцсети давно превратились в место для поисков экстремистов, портал 66.RU писал ранее. Так, активисты РосКомСвободы совместно с «Комитетом гражданских инициатив» выяснили, что «ВКонтакте» — лидер по числу уголовных дел за репосты. Кроме того, наказать за запрещенный пост или песню на страничке в соцсетях можно даже спустя несколько лет после их публикации. Если для уголовных дел об экстремизме есть постановление пленума Верховного суда, что срок давности привлечения к ответственности необходимо исчислять с момента публикации (если пост сделан пять лет назад и за него не привлекли,— прим. ред.), то для административных правонарушений это не действует. Дело в том, что в судах считают сроком исчисления момент обнаружения поста в соцсетях. То есть административная ответственность за любой пост может наступить в любой момент его обнаружения, а также в течение трех месяцев после удаления.
«Прийти за тобой могут за любой пост в любой момент», – пояснил адвокат Касым Алиев. То, что под понятие «пропаганда» теперь можно будет «подтянуть все что угодно», уверена юрист Юлия Федотова.
«Проблема в неопределенности понятия «пропаганда». И мне пока непонятно, как они будут его разграничивать. Подтянуть под него можно все что угодно: любое кино, где герои употребляют, любые песни русского рока и публикации о прочитанной книге с упоминанием авторов, которые употребляли. В таком случае выпадает целый культурный пласт. И это ужасно! Этот законопроект не принесет ничего, кроме того, что полицейские получат дополнительные палки».
- 66.RU спросил у бывшего мэра Екатеринбурга и борца с распространением наркотиков Евгения Ройзмана, как в стране будет действовать этот закон. Он уверен, что его начнут использовать «сугубо в политических целях».