Всплеск активности кураторов «групп смерти» в Instagram и Twitter, о которой Портал 66.ru писал ранее, зафиксировали и специалисты РОЦИТ (Регионального общественного центра интернет-технологий, действующего при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям). По их данным, хештеги #синийкит, #тихийдом, #хочувигру, #морекитов, #разбудименяв420, #разбуди и другие начали часто появляться в январе, а в начале февраля просто захватили соцсети. Самый большой всплеск активности участников и количества записей в Instagram произошел в Москве и Санкт-Петербурге: всего было зарегистрировано более 41,6 тыс. возможных участников. Чаще всего хештеги появлялись с 20:00 до 0:00.
Количество зарегистрированных участников и записей в регионах России зимой 2017 г.
В «Центре спасения детей от киберпреступлений», который создали родители погибших детей, попавших под влияние «групп смерти», нам говорили, что они также заметили, что произошла смена соцсетей, когда администрация «ВКонтакте» стала блокировать сообщества с таким контентом. Недавно представители центра встречались с главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, который заявил, что сотрудники Главного управления криминалистики СКР каждый день выявляют сообщества, в которых идут такие смертельные игры, передает пресс-служба ведомства. Однако о результатах работы следователи говорить не торопятся.
По словам руководителя организации Сергея Пестова, они обсудили ужесточение наказания по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), а также способы работы по выявлению таких групп и их организаторов.
— При расследовании уголовных дел по фактам гибели наших детей установлено, что их смерти не являются суицидами, это может быть также подтверждено при проведении определенных исследований, связанных с опросами несовершеннолетних участников «групп смерти» — оставшихся в живых детей, которые пытались совершить самоубийство. Несколько дней назад мы разговаривали с выжившим ребенком и его родителями: они отмечают, что на указанное ребенку время он перестает осознавать свои действия, которые направлены на уход из жизни. Эти дети проходили определенный путь психологической обработки, и на данный момент у выживших — тяжелейший реабилитационный период. На определенную символику, цифры дети реагируют как на руководство к действию. Организаторами суицидальных сообществ применяются общие практики подведения ребенка к смерти, идет активная пропаганда антисоциального поведения.
Слова Пестова о психологическом воздействии на ребенка подтверждают дети, которые сами пытались сыграть в такую игру. Так, по словам Маши, историю которой мы нашли в Сети, она лишь хотела «провести эксперимент», но ее затянуло. Девочка говорит, что все происходит достаточно просто: сначала кураторы выясняют всю информацию о своей жертве — личные данные, переживания, страхи, а потом запрещают ей спать на протяжении 50 суток.
О том, что подросткам не дают высыпаться, будят их в 4:20, заставляя выполнять какие-то задания, было известно и раньше; однако самые жестокие надзиратели, видимо, не разрешают ребенку ложиться вообще. Отметим, что, по данным исследований, человек может прожить без сна не более пяти дней. Даже после суток бодрствования ухудшается речь и зрение, нарушается чувство ориентации в пространстве, внимание, а в мозгу возникают изменения, которые в итоге приводят к изменению психики. Несколько дней без сна могут привести к летальному исходу.
Сколько выдержала Маша, непонятно, хотя она говорит именно о 50 днях. Также она признается, что наносила себе увечья, путала реальность со сном, а когда отказывалась выполнять задания — ей угрожали. Однако по какой-то причине школьница не покончила с собой. Теперь она работает с психологом, ее регулярно проверяют полиция и органы опеки, девочка плохо спит, испытывает постоянный страх и страдает от галлюцинаций.
Также в Сети можно найти подробное расписание смертельной игры с заданиями, которые необходимо выполнять. Возможно, оно не является единым для всех «китов» и их кураторов; не исключено, что оно вообще не настоящее.
Хештеги о суицидальной игре находятся в топе Twitter уже несколько дней подряд, однако теперь можно наблюдать другую тенденцию: пока следователи отмалчиваются о своих действиях, подростки приняли решение вести борьбу с кураторами игры самостоятельно — высмеивая тех, кто пытается их «завербовать», и тех, кто на полном серьезе готов выполнять задания.
Пользователи соцсети используют хештеги #синийкит, #тихийдом, #хочувигру, чтобы привлечь к себе внимание, а когда им пишут кураторы, начинают над ними издеваться. Скриншоты диалогов публикуют, хвастаясь, у кого круче получается довести «опекуна» — все превратилось в откровенный стеб и троллинг.
Кроме того, подростки, желающие пощекотать себе нервы и всем доказать, что их не сломать, бросают кураторам вызов, убеждая, что они такую игру точно переживут.
Другие школьники запускают свои собственные игры: например, нужно каждый день творить добро, выполняя задания, и отчитываться кураторам о хороших делах. Или каждый день улыбаться и говорить, как они любят мир, поверить в то, что они нужны и не одиноки. Также подростки притворяются кураторами и тем, кто хочет начать суицидальную игру, пишут, чтобы они одумались.
Психоаналитик Яна Тимина в разговоре с журналистом Портала 66.ru отмечает, что такая реакция подростков — и тех, кто ведется на игру, и тех, кто ее высмеивает, — достаточно типичная. По ее словам, «китами» становятся слабые, брошенные дети — это новая форма «плохих» компаний: если раньше это были подворотни, то сейчас это вот такие группы в интернете. Психически здоровый ребенок из благополучной семьи туда не попадет — ему даже неинтересно, потому что он занят другими делами — учебой, спортом, кружками.
«Это крючок, на него попадаются отбившиеся рыбки. И мотивация у этих кураторов примитивная: «Ты — несчастный, ты нам интересен, и мы поможем тебе перестать мучиться», — говорит Тимина. По ее словам, в таких группах работает принцип секты.
Кураторы — неуверенные в себе люди с «комплексом бога»: чем-то другим выделиться не получается, а мания величия слишком давит. Поэтому они отыгрываются на детях, дают им приказы, дергают за ниточки и наблюдают. «Такой суровый микс из мании величия, крайне низкой субъективной оценки значимости и ярко выраженных маниакальных наклонностей», — говорит психолог Е.Лукина.
Социальный психолог Екатерина Лукина отмечает признаки секты в «группах смерти»: ребенку говорят, что любят его любым, при этом заверяя, что он — избранный, а потом начинают им манипулировать, пишет портал politrussia.com. Информацию школьнику дают порционно, наращивая тотальный контроль над личностью, внедряя свою идеологию как истину в последней инстанции. А главная угроза для ребенка — отсечение от избранного круга, изгнание, да еще с насмешками и оскорблениями. Поэтому жертва готова на все и выполняет задания.
— То, что другая часть подростков реагирует на все эти игры, высмеивая их, — самая настоящая защитная реакция. У них такой тяги к смерти нет, их программа суицида не включена. У несчастного ребенка — наоборот: он буквально ищет, как ему умереть. Ребенок из благополучной семьи, когда сталкивается с чужим желанием умереть, в силу своего возраста и того, что его психика не настолько развита, не знает, как защититься. И тогда он начинает высмеивать ситуацию, пытаясь сбить собственную тревогу, хотя на самом деле не понимает, как к этому относиться. То, что такие ребята пишут другим детям, пытаясь их отговорить от участия в игре, — тоже здоровая реакция. Ведь если кто-то захочет прыгнуть с крыши, рядом оказавшийся адекватный человек постарается его спасти — это очень даже по-человечески.
Однако, отмечает Тимина, здесь есть очень тонкая грань, по которой ребенок ходит. Когда человек сталкивается со смертью (в особенности кого-то близкого), он начинает примерять ситуацию на себя, убеждать себя, что он сам смерти не хочет. «Но это тоже неправда, — говорит Яна. — Потому что в этот момент человек постоянно начинает пересматривать: а сам он насколько хочет жить, насколько у него сильна любовь к жизни — и это расшатывает».
— Именно поэтому дети начинают лезть в эти игры специально, чтобы укрепиться в своих позициях. К тому же здесь все такое таинственное, запретное. А для подростков только этого и надо — это же бунт. И, конечно, ими движет банальный интерес — вдруг они что-то упускают, отказываясь от участия в этом?
Напомним, что прошлой весной «Новая газета» опубликовала материал «Группы смерти», в котором был подробно описан механизм, как подростков в соцсетях склоняли к совершению самоубийства. Делом заинтересовались правоохранительные органы, в школах стали проводиться встречи с учениками, на которых обсуждают эту проблему, Роскомнадзор регулярно закрывает сайты, а руководство «ВКонтакте» — паблики и группы, где есть призывы к суициду. Теперь «группы смерти» из этой соцсети мигрировали в Twitter и Instagram, где контролировать их сложнее.
Отметим, что ВК сейчас сразу передает всю информацию о тех, кто публикует посты о самоубийстве, в полицию. По словам читателя 66.ru Никиты, который вступил в игру из-за простого любопытства, но был из нее исключен из-за невыполнения заданий, его вызывали и в полицию, и в Следственный комитет и просили дать разъяснения, зачем он писал такие хештеги, зачем вступал в игру, создавал ли сам подобные группы.
В ноябре 2016-го был задержан Филипп Будейкин, в Сети известный под псевдонимом Филипп Лис, администратор суицидальных пабликов. Известно, что действовал он не один, поэтому сейчас следователи ищут его соратников, изымают электронные носители и другие материалы, имеющие значение для расследования, допрашивают свидетелей и потерпевших.
Отметим, что есть как минимум 10 признаков, по которым можно понять, что ребенок состоит в «группе смерти» и играет в опасную игру. Родителям необходимо прочитать их и выучить, а также следить за детьми и их поведением.
Кроме того, психологи советуют мамам и папам открыто поговорить с детьми о смерти, потому что они на самом деле не понимают ее сути и того, что просто перестанут существовать; что после смерти — нет ничего, а они еще многое не успели увидеть и попробовать. К тому же, если ребенок увлечен «группами смерти», нужно действовать быстро и достаточно жестко: необходимо написать заявление в полицию о регулярных преднамеренных попытках доведения до самоубийства заведомо несовершеннолетнего, а ребенка отправить на прием к психологу или психиатру. И самим родителям тоже обратиться к специалистам — потому что если подросток психически нестабилен, то родители психически нестабильны тоже.