У сервиса «Яндекс.Недвижимость», запущенного накануне в Екатеринбурге, не просто поменялся дизайн. Появилась вкладка с предложениями новостроек. С 2010 г. во всех городах присутствия IT-гиганта были региональные партнеры, а сама система по сути представляла собой агрегатор (в партнерстве с ведущими тематическими порталами). Монетизация происходила аналоговым способом — за счет просмотров рекламы.
Но «Яндекс» потихоньку пересматривает политику работы в регионах и становится независимым игроком. Подобный сервис ранее появился в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Ростове-на-Дону, а теперь вот добрался и до Урала.
Услуга станет условно бесплатной и будет работать по принципу freemium. То есть базовая информация размещается безвозмездно, но дополнительные опции (которые, собственно, и делают продажи) рекламодателю придется оплатить на аукционе. Работает это так: потенциальный новосел читает объявление, заинтересовавшись, кликает на карточку и видит подменный номер телефона. Ему выдается контакт застройщика или агентства недвижимости — в зависимости от того, кто предложил большую ставку за место. Предполагается, что партнеры еще заплатят за целевые звонки в офис продаж.
Представитель компании Сергей Роменский рассказал, что «Яндекс.Недвижимость» станет каталожным продуктом, похожим на «Яндекс.Маркет», а не просто classified.
Компания планирует потеснить конкурентов и стать в Екатеринбурге 2–3-м игроком по охвату рынка уже к февралю-марту 2017 г. Сегодня в разделе представлены 236 жилых комплексов, которые строятся в Екатеринбурге и области, и 35000 квартир. Информацию о них можно отсортировать по 67 параметрам.
Хотя некоторые эксперты считают, что региональная привязка не будет играть большой роли и в лидеры выйдут глобальные корпорации. Например, основатель Larixon.com (объединяет job-порталы России, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана) Евгений Островский, который когда-то создавал доску объявлений и на Портале 66.ru, насчитал таких четыре штуки.
— Любой агрегатор проделывает путь от посредника до реального игрока. Мы один в один повторяем западный сценарий. Для рынка жилья появление «Яндекса» — это хорошо, конечно. Для мелких компаний — плохо, им придется умереть. За российский рынок недвижимости сейчас будут биться четыре монстра: Avito с «Домофондом», ЦИАН, «Яндекс.Недвижимость» и N1 от Hearst Shkulev Media.
Новую модель презентовали агентствам недвижимости и уральским застройщикам из топ-30. Партнерами уже согласились стать «Форум-групп» и АН «Этажи». Скорее всего, к ним присоединится ЛСР — давний знакомый «Яндекса» по петербургским домам. Ведутся переговоры о взаимодействии и с Уральской палатой недвижимости.
Мотивы сотрудничать у всех разные. Например, «Форуму» с большим объемом жилфонда импонирует возможность работать по принципу Cost Per Action.
— Мы с помощью наших партнеров, компании Profitbase, уделяем много внимания аналитике интернет-каналов, и у нас есть понимание стоимости целевых обращений, эффективности по каждому каналу, в рамках каждого жилого комплекса. Работая с разными инструментами, мы можем сравнить новый инструмент: месяц тестирования показал очень неплохие результаты.
И резон «Этажей» понятен: федеральное агентство последовательно выступало против эксклюзивных договоров, когда реализовывать один объект мог только один интересант. По этому поводу Антимонопольная служба даже проводила проверку. А идея аукционов — в незамутненном виде борьба за клиента.
В перспективе «Яндекс.Недвижимость» переведет на подобную модель и вторичный рынок. Специалисты самостоятельно проверят актуальность размещенных объявлений и на выходе выдадут «чистую» доску по жилой недвижимости (хотя на сегодняшний день это не достижение). Роменский приводит пример Ростова-на-Дону.
— В Ростове-на-Дону, когда мы только начинали, нашли в несколько раз больше квартир, чем реально существовало на рынке. Показатель качества был не выше 20%. Остальные 80% объявлений — это либо дублирование, либо нежилая недвижимость, либо указанного адреса вообще не существует. На октябрь у нас в базе 12400 квартир, а правдивость — 79%.
Уже появились различные версии о том, что IT-компания сломает привычные правила и вытеснит с рынка за ненадобностью агентства недвижимости. То есть будущее риелторов будет похоже на настоящее водителей, работавших пару лет назад в таксомоторных фирмах. Но создатели сервиса опровергают популярную теорию.
Во-первых, заверяют они, застройщику без разницы, как продавать квартиры: через билборды на улицах, через посредников или через сайт. И приводят примеры, почему риелторы работают даже лучше: огромные очереди в офис продаж в Академическом или двухминутное ожидание оператора на линии. Примерно 70% потенциальных покупателей, позвонивших напрямую застройщику, «сливаются». Во-вторых, риелторский канал только добавляет девелоперу клиентов. В некоторых случаях прирост двукратный к объемам продаж штатных сотрудников.
Аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков объясняет, что теперь агентства недвижимсти — это больше чем просто база данных о новых жилых объектах.
— Риелторскую услугу не надо упрощать до рекламной. Понятно, что различные технологические новинки меняют сам формат взаимоотношения собственников с покупателями и упрощают коммуникацию. Процесс корректирует и деятельность риелторов. Некоторые подстраиваются, некоторые нет. Рынок становится более технологичным, у человека возникают потребности, например, классификации всего разнообразия. Поэтому недосточно сегодня залить объявление в базу и сидеть ждать звонка от покупателя. Риелторская услуга становится сопровождением сделки, а сервисная составляющая — более значимой.
Пока в Екатеринбурге квартиры в новостройках продают в основном сами строители. На риелтеров приходится не более 15% нового жилья. Но год назад пропорция постепенно начала выправляться в пользу агентств.
Что из этого следует? Исчезнут ли риелторские фирмы? Как и на любом конкурентном рынке — если будут плохо работать. Станет ли удобнее покупателю? Скорее всего. Что меняется для строительного бизнеса? Появляется огромная витрина с красивыми домиками, обвешанная яркими лампочками. Совершенно ясно, кому вот-вот станет лучше. Видимо, близок тот день, когда оформлением ипотеки в привычном бело-желтом интерфейсе займется робот. Тоже через окошко, только диалоговое и в Сети.
Две сделки провёл без них, так же как с ними, только деньги остались