15 декабря 2024 года в Керченском проливе начался шторм. В результате его два танкера — «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» — потерпели крушение.
«Волгонефть-212» перевозил около 4900 тонн мазута. Из-за шторма он раскололся на две части. Носовая часть судна затонула, что привело к разливу мазута в море. Один член экипажа погиб, остальных удалось спасти. 11 человек доставили в больницы с переохлаждением.
На борту «Волгонефть-239» было около 4300 тонн мазута. Он также пострадал от шторма, потерял управление и дрейфовал, пока не сел на мель вблизи порта Тамань. 10 января зафиксировали еще одну утечку топлива с кормы танкера. Длина разлива составила 300 метров.
В результате аварий в море попало около 3700 тонн мазута. На поверхности воды образовались нефтяные пленки. Топливо выкидывало на берега. Загрязнение затронуло прибрежные районы, включая пляжи Анапы и другие участки побережья Черного моря.
На Кубани ввели режим ЧС федерального характера. На места загрязнений вышли сотни добровольцев из числа местных жителей. Первые дни они убирали загрязнения своими силами. Позже к ним присоединились волонтеры со всей России и спасатели.
|
---|
Общая протяженность береговой линии, на которой идет уборка в Темрюкском районе и Анапе, — почти 55 км. Волонтеры собирают на берегу загрязненный грунт, специалисты удаляют нефть из акватории и ведут обработку сорбентом.
|
---|
Президент России Владимир Путин поручил создать федеральный штаб для ликвидации последствий разлива и оказания помощи пострадавшим экипажам. Он назвал эту катастрофу одним из самых серьезных экологических вызовов для России. По его словам, предпринимаемых мер недостаточно для устранения последствий.
Мэр Анапы Василий Швец в начале января во время совещания обвинил Морспасслужбу в сокрытии масштабов выброса мазута. Представитель Морспасслужбы заявил, что «с 8:30 утра пятен загрязнения обнаружено не было». В ответ на это глава города сказал, что эти слова не имеют отношения к действительности.
«Мы были там сегодня в час дня, и этих пятен там на расстоянии 10 километров шириной по 3 километра. Завтра это все на пляжах будет. Ну, что мы друг другу тут начинаем рассказывать? За документами прячемся?» — возмутился Швец.
|
---|
Спасатели обследовали около 1,7 тысячи квадратных километров акватории, где нашли топливо, а очистили — только 38,7 тысячи квадратных метров.
Говорить о конкретных размерах нанесенного ущерба пока рано, так как место аварии не локализовали, считает эколог Владислав Жуков. Ситуацию усугубляет периодический шторм, из-за которого нефтепродукты распространяются еще дальше. Пятно мазута уже нашли в Евпатории, которая находится в 400 км от Анапы — основного места разлива.
«Важным остается максимальное удаление мазута из воды и с береговой линии. Если удастся максимально собрать нефтепродукты с поверхности моря и берега, то масштабы бедствия будут не фатальные для экосистемы, в течение нескольких лет она восстановится. Главное — не допустить массового падежа птиц и морских млекопитающих», — добавил эколог.
|
---|
По данным на 10 января 2025 года, волонтеры и спасатели обнаружили около 5800 пострадавших птиц на черноморском побережье. Из них 2652 были переданы на реабилитацию. Однако, по оценкам экологов, общее количество погибших птиц может достигать от 15 000 до 20 000. В Краснодарском крае работают шесть центров по спасению птиц, пострадавших от мазута. Погибло около 270 птиц.
|
---|
После разлива мазута на берегах Анапы, Новороссийска, Геленджика, Сочи и под Туапсе нашли 61 погибшего дельфина. Большая часть из них — краснокнижные. За последнюю неделю число погибших выросло в двое — в начале января зооспасатели нашли 32 мертвых китообразных.
|
---|
Помимо природы, пострадал и местный бизнес. На юге он во многом держится за счет туристов. Предприниматели ожидают снижения потока путешественников этим летом. Владельцы квартир на черноморском побережье начали их продавать, опасаясь, что к ним никто не приедет. Местные власти обещают очистить берега и море к сезону отпусков, но люди не верят в это.
«Нет никакой гарантии, что побережье быстро восстановится после катастрофы. Вполне вероятно, что люди откажутся от отдыха в таком месте, чтобы не подвергать риску свое здоровье. Никому не хочется оказаться в остатках мазута», — подчеркнула руководитель турагентства Go Travel Наталия Ансталь.
В день происшествия в Керченском проливе наблюдался сильный шторм, который создал экстремальные нагрузки на корпуса судов. Поэтому основной фактор — погода.
Среди возможных причин крушения рассматриваются ошибки экипажа в сложных метеоусловиях. После крушения следственные органы возбудили уголовные дела по фактам возможных нарушений правил безопасности мореплавания. Капитанов обоих танкеров задержали. Одному из них предъявили обвинение за нарушение правил безопасности и эксплуатации морского транспорта. Его отправили под домашний арест. Капитану другого танкера повезло меньше — он сидит в СИЗО, так как его дело обременяется гибелью человека.
Сами развалившиеся и затонувшие танкеры до сих пор находятся под водой, из них продолжают вытекать нефтепродукты. Разработать план их подъема на сушу президент поручил только 9 января, спустя почти месяц после катастрофы.