Проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» могут заморозить или передать S7 Group. Проектом занимается «дочка» Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «Байкал-Инжиниринг». При проектировании допустили ряд «драматических ошибок, которые окончательно вскрылись только сейчас».
Специалисты обнаружили несколько конструктивных проблем самолета:
- с устойчивостью на малых скоростях;
- с высокими усилиями на штурвале.
также нужно:
- увеличить хвостовое оперение;
- перенести хвостовое колесо;
- переработать шасси.
«Самолет фактически нужно собирать заново», — цитирует «КоммерсантЪ» собеседника, близкого к Минпромторгу.
На доработку самолета УЗГА запросил у Минпромторга дополнительные средства — около 10 млрд рублей. Одобрили ли выделение средств, пока неизвестно. Один из близких к Минтрансу источников издания полагает, что программу «Байкала» могут «безболезненно закрыть», после того как найдут альтернативное решение: «Возможно, заводу позволят сконцентрироваться на «Ладоге» и «Освее», до вывода которого на рынок долетает Ан-2».
Речь может идти не об окончательном сворачивании программы, а о передаче производства в S7 Group. Решение рассмотреть такую возможность приняли на совещании в Минпромторге в конце декабря, уточнил источник «Коммерсанта», близкий к Минпромторгу.
В качестве временной альтернативы в программе поставок до 2030 года рассматривают ремоторизированный Ан-2. Производство необходимого для этого двигателя обойдется, по оценкам Объединенной двигателестроительной корпорации, в 1,8 млрд рублей. Доработка «Байкала» — минимум в пять раз дороже.
В Минпромторге и УЗГА изданию не ответили, будет ли продолжена работа над «Байкалом».
В прошлом году президент Владимир Путин поручил ускорить разработку и выпуск «Байкала». После этого Юрий Трутнеев предложил забрать контракт у УЗГА. «Мне кажется, что нужно вернуться на несколько шагов назад и поменять подрядчика», — сказал он.
Корреспонденту 66.RU в пресс-службе УЗГА тогда ответили: «В настоящее время разработчик сосредоточен на завершении опытно-конструкторских работ и доведении машины в базовой комплектации. Все летно-технические характеристики зафиксируют по результатам испытаний».
- УЗГА собирался запустить серийное производство «Байкала» в 2024 году. Этого не произошло, и первые поставки самолетов авиакомпаниям сдвинули с 2025 на 2026 год. Первый вице-премьер Денис Мантуров объяснял, что для самолета хотели использовать иностранные двигатель и винт, но после 2022 года все контакты с поставщиками остановили, а своего готового двигателя у России нет. Начать его испытания на машине планируют только в 2026 году.
- «Байкал» — легкий многоцелевой самолет для использования на местных воздушных линиях. На его запуск в серийное производство из федерального бюджета УЗГА выделили 3,5 млрд рублей. Проект начали разрабатывать осенью 2019 года. В 2021 году модель представили на Международном авиакосмическом салоне, первый испытательный полет прошел в январе 2022 года. После этого УЗГА начал подписывать контракты по всей России на поставки нового самолета.