66.RU побеседовал с представителями двух крупных и авторитетных вузов страны – УрФУ и МГУ. Если кратко, то аргументы «за» и «против» публичной борьбы с плагиатом выглядят так:
Если хотите прочитать все аргументы, контраргументы и историю борьбы с плагиатом, жмите кнопку «Читать далее».
Борьба с плагиатом в России официально началась в 2005 г., когда была создана система «Антиплагиат». Она позволяет проверять на наличие заимствований из открытых источников в интернете и других источников. Однако пока эта борьба идет с переменным успехом.
Как заявлял в 2013 г. новый глава ВАК Владимир Филиппов, плагиат стал повальным явлением в вузах, причем не только у студентов, но и у соискателей ученых степеней. В том же году министр внутренних дел Владимир Колокольцев даже предлагал ввести уголовную ответственность за плагиат в диссертациях.
Именно в 2013 г. Министерство образования и науки подготовило проект приказа, согласно которому выпускные работы бакалавров, специалистов и магистров должны размещаться в электронно-библиотечной системе вуза и проверяться на объем заимствований в них.
В итоге приказ Минобрнауки (но уже от 29 июня 2015 г.) вступил в силу только в 2016-м. С этого времени вузы обязаны проверять дипломные работы на заимствование с помощью различных систем.
В декабре 2017 г. был разработан законопроект, запрещающий рекламировать услуги по написанию на заказ диссертаций и других научных работ. Одним из тех, кто лоббировал этот законопроект, был заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель проекта «Востребованное образование» (в рамках которого был создан проект «Научный корреспондент») Иван Засурский. В беседе с журналистом 66.RU он рассказал, что этот законопроект — уже важный шаг на пути борьбы с плагиатом. Однако документ, по его словам, не совсем полный.
— Мы надеялись, что этот законопроект будет состоять из двух частей. И помимо запрета на рекламу услуг по написанию дипломов, во второй части как раз будет пункт об обязательной публикации всех работ. Это позволит снизить уровень плагиата.
Публикация дипломов как метод борьбы с плагиатом. Аргументы «за»
Идея публикации всех дипломных работ на единой площадке возникла еще в 2013 г. В октябре 2015 г. стартовал проект «Научный корреспондент» Ивана Засурского. Основная задача проекта: дать возможность студентам опубликовать свои дипломные работы, чтобы сохранить за собой права на свои тексты, включив их в научный оборот. Все опубликованные работы сразу идут в базу «Антиплагиат».
Сначала проект поддержали только два вуза — Санкт-Петербургский государственный университет и Белгородский государственный национальный исследовательский институт. Сейчас соглашение о публикации дипломов подписано с 12 вузами: СПбГУ, НИУ «БелГУ», РАНХиГС, КФУ, САФУ, ДВФУ, СКФУ, ГИТИС, НовГУ, ТвГУ, МГУ им. Огарева, ВГУЭС.
— С нами подписали соглашения 12 университетов: один национальный, четыре федеральных и несколько научно-исследовательских. Лучшие вузы страны не стесняются того, что пишут их студенты. Поэтому они поддерживают эту инициативу. Ближе к осени пойдут публикации 2018 г.
По словам Засурского, нужно публиковать все дипломы в Сети. Ведь задача таких публикаций — подтверждать квалификацию человека на протяжении всей его трудовой деятельности. «И если есть какая-то практическая или научная ценность, а часто о ней при защите говорят, чтобы эта ценность была востребована, нам необходимо, чтобы работа была доступна», — отмечает создатель «Научного корреспондента».
С мнением преподавателя МГУ не согласен директор Центра независимой оценки результатов обучения УрФУ Федор Ковалев. В беседе с корреспондентом 66.RU он отметил, что не стоит заблуждаться на счет больших научных открытий в дипломных работах студентов. А высокий процент оригинальности текста больше говорит о поверхностной работе студента, а не о его большой научной работе.
— Существует два широко распространенных заблуждения в отношении выпускных квалификационных работ и плагиата. Первое заключается в том, что смешиваются понятия «плагиат» и «процент оригинальности текста». Второе заблуждение, что каждая выпускная квалификационная работа должна содержать чуть ли не научное открытие или изобретение. Разработчики и провайдеры систем автоматизированной проверки на наличие текстовых заимствований (так называемый «антиплагиат») с участием отдельных представителей академического сообщества способствуют закреплению в сознании широкой общественности ошибочной трактовки, что высокий «процент оригинальности текста» однозначно свидетельствует об отсутствии плагиата. На самом же деле, так называемая «оригинальность текста» в выпускной квалификационной работе чаще свидетельствует о поверхностном знакомстве студента с тематикой работы и бессодержательности этой самой работы.
По словам Ковалева, несомненным плюсом регулярного использования проверки на наличие текстовых заимствований является формирование у студентов культуры цитирования.
Еще одна важная цель, которую преследуют создатели проекта «Научный корреспондент», – определить количество значимых вузов, которые действительно обучают студентов, а не просто выдают дипломы. Сейчас, отмечает Засурский, в России более 1000 вузов, но «реальных» — около ста.
— В ближайшие несколько лет мы выясним, сколько из этого массива вузов считаются таковыми не только на бумаге. Мы надеемся, что найдется хотя бы сто вузов, которым не страшно публиковать работы. Те вузы, которые настроены на сертификацию любым способом, стремятся скрыть последствия своей работы любым способом. А те вузы, которые настроены на то, чтобы хорошо учить людей, не стесняются того, что делают. Прозрачность позволяет повысить качество и учебного процесса и образования в целом. Если найдем в России 100 нормальных вузов — это будет большая победа. Пока мы нашли 12.
Уральский федеральный университет в их число не входит. Дальше мы объясним почему.
Публикация как метод борьбы с плагиатом. Аргументы «против»
Еще в 2013 г., когда борьба с плагиатом в научных работах усилилась, в Уральском федеральном университете заверяли, что острой проблемы для вуза нет. Пять лет назад проректор УрФУ по науке Владимир Кружаев заявлял, что жесткой методики, которая со стопроцентной точностью может отследить плагиат, в вузе нет. Однако уже в 2013-м все диссертации начали проверять через систему «Антиплагиат». В настоящее время так же проверяют и дипломы.
По словам Ивана Засурского, в 2013 г. по приглашению главы Рособрнадзора он приезжал в Екатеринбург и озвучивал свои идеи о публикации и проверке дипломных работ на плагиат. «Но, насколько я могу вспомнить, в УрФУ это не произвело впечатления», — рассказал Засурский.
Однако, как пояснил 66.RU директор Центра независимой оценки результатов обучения УрФУ Федор Ковалев, системной проблемы с плагиатом в УрФУ нет. Есть отдельные случаи некорректного цитирования источников. Но, тем не менее, работы через сервис «Антиплагиат» проходят, как того требует законодательство.
— В соответствии с нормативными документами министерства УрФУ имеет подписку на сервис «Антиплагиат». На основании автоматически сформированного этой системой отчета экспертным путем дается оценка найденным «заимствованным фрагментам текста» и оформляется заключение. Все выпускные квалификационные работы, кроме тех, где документально подтверждено наличие ограничений, размещаются на сайте vkr.urfu.ru. В открытом доступе представлены темы работ, их авторы и аннотации.
В случае, если в работе студента УрФУ находят плагиат, то он выполняет квалификационную работу заново. При этом у него могут поменяться и научный руководитель, и тема.
Что касается сотрудничества с платформой «Научный корреспондент», то в Уральском федеральном университете не видят в этом никакого смысла, поскольку «публиковать надо статьи и монографии, а не тексты выполненных обучающимися контрольных работ, пусть даже таких значимых, как выпускные квалификационные работы».
Еще один момент, который отличает подходы двух представителей разных вузов. Если, по мнению Ивана Засурского, всеобщая публикация выпускных квалификационных работ снизит количество плагиата, то, как считает Федор Ковалев, это, наоборот, «заставит особо наглых плагиаторов соблюдать приличия», а также «позволит рапортовать о «росте показателей и повышении качества».
«Никакого отношения к оценке реальных результатов обучения публикация всех квалификационных работ не имеет», — подводит итог директор Центра независимой оценки результатов обучения УрФУ.