В своих оценках Ислам Ханипаев учитывает идею произведения, атмосферу, созданную автором, сюжет, персонажей и язык книги. Каждый критерий оценивает по 10-балльной шкале и выводит среднее арифметическое.
Вот что он нам предложил.
| |
|---|
«Ненадежный свидетель» во многом вдохновлен произведениями вроде суперхита «Безмолвный пациент», и это на самом деле хорошо. Я и сам писал свой детективный роман «Холодные глаза», вдохновленный американским сериалом «Настоящий детектив» и корейским «Воспоминание об убийстве». В конечном итоге важно лишь то, насколько ты способен, поглощая что-то извне, придумывать свою реальность и интегрировать ее в окружающий мир. У Марии Скриповой получилось вполне убедительно.
В психбольницу к мужчине сорока лет приходят напарники — следователи. Из их беседы мы узнаем: тот, у кого «не все дома», главный герой истории Григорий Макаров, — гений с iq 185. Находится он в психушке уже пять лет, потому что его дочь убили неизвестные похитители. Гений, как это нередко случается, сошел с ума. И теперь, спустя пять лет, следователь, который не нашел злодея и продолжает мучить себя из-за этого, приходит со словами — «Убийца сделал это вновь. Нам нужна твоя помощь».
История, где расследование ведет человек с отклонениями от нормы, — хороший способ освежить детективный жанр, сделать его нестандартным, способным впитать и чрезвычайно высокий темп, и мистическую жуть. То, как герои себя ведут, какие сцены мы периодически наблюдаем в психбольнице, в канализации, в заброшенных домах, все будто пытается дать нам понять — это Голливуд, только имена героев наши. Да и сами герои на уровне архетипов — это мировой тренд. В российской детективной литературе (без учета женского иронического романа) этот архетип, кажется, еще не сформировался, и всякое новое и яркое выглядит оригинальным.
За такими историями обычно охотятся киношники, и я совсем не удивлюсь, если сценарий к фильму уже дописывают.
| |
|---|
Россия, 2081 год. Мы проиграли в какой-то неназванной войне и преклонили колени перед победителем — коллективным Западом. Нам накидали репараций, санкций и всего остального, но ограничения вскоре обещают снять. Люди надеются и ждут. Страна выходит робкими шажками из кризиса, и чтобы вновь в него не скатиться, правители пытаются выяснить, как получилось, что страна вступает в конфликты из-за территориальных споров? Откуда это имперское мышление и претензии на богоизбранность?
Ответ вас, наверное, удивит — во всем виновата литература.
Великая русская классика веками вдалбливала власти и народу вредные мысли. Толстого, Достоевского, Тургенева и других писателей государство объявляет крайними и пытается переосмыслить идеологию. В поисках всякого-разного, близкого русскому человеку, останавливаются на шахматах. Спустя многие годы Россия переводит на шахматные рельсы науку, культуру и религию.
Это интересное произведение с элементами разных жанров, с полноценной киношной структурой и продуманным сюжетом о расследовании, которое приводит главного героя — наивного молодого человека — к внезапным и не совсем желанным открытиям. Лучшие части текста — начало и по-хорошему голливудский конец (с вкраплением неизменного русского великого романа). Середину отчасти придется перетерпеть из-за нагромождения информации, но любители шахмат найдут для себя много интересного, да, пожалуй, и не только они. Вполне возможно, что книга Конакова обретет фанбазу и когда-нибудь станет классикой отечественной прозы.
Самое главное — «Табия тридцать два» до конца остается верна своей идее. Каждая страница, каждый сюжетный поворот работают на попытку автора объяснить, что делает людей единой нацией. А это — один из вопросов, на который мы годами ищем ответ.
| |
|---|
Это дебютный роман Кристины Маиловской, родившейся в Азербайджане. Родители писательницы были беженцами, по сути, маргиналами без жилья и достойной работы. Маргиналом становится и главный персонаж книги — студентка филфака Кира, пережившая сумгаитский погром. По сюжету, в 10 лет ее в багажнике машины вывозят в Баку, а оттуда — самолетом в Волгоград. Образ Киры автобиографичен — Кристина Маиловская тоже окончила школу в Волгограде, там же училась на филолога.
Ее роман – о времени, убивавшем как людей, так и людей в людях. Одновременно это классическая история русской литературы о маленьком человеке в жестоком мире.
Главный персонаж Кира не пытается изменить мир, а просто хочет жить как нормальный человек, хотя на дворе девяностые — советская власть закончилась и не все понимают, что делать дальше.
И социально-экономическая ситуация в стране — не главное, дело в людях — побитых жизнью и растерявших способность сопереживать ближнему.
Наверное, это история о бедной душе, лишенной дома. Не только стен, но и людей, близких по духу. Когда земля под ногами что жижа. Когда жизненный опыт не дает опоры, а наоборот, стремится утопить в себе. Когда ты слаб и слабость эту принимаешь и день ото дня продолжаешь пытаться жить, надеясь, что за следующим поворотом увидишь тот самый свет.
Что ждет Киру в финале, вы узнаете на последних страницах, хотя все дело, может быть, именно в пройденном пути.
| |
|---|
Это книга, написанная миллениалом о миллениалах. О наших загонах и тараканах в голове. Когда все вокруг нормально, обычно, но кажется, что мироздание вот-вот рухнет. Единственное, что поддерживает героев — желание любить и быть любимым (насколько это возможно).
Завязка в романе быстрая.
Главная героиня Катя отдаляется от привычной жизни — от университета, от друзей, от семьи. Причина объяснима — ее брат Сережа однажды просто исчез. Ушел и не вернулся. Вместе с ним исчезло и что-то еще, потому что он был поэтом. Поэты — существа как будто из другого теста. Они вечные созидатели. Созидание есть энергия жизни, и вот этой энергии не стало. Сначала Катя закрывается от всего мира, затем пускается в разгул, но быстро возвращается к себе прежней, не найдя на той стороне ничего кроме пустоты.
Тут появляется Леша. Хороший, добрый парень. Работающий, поддерживающий и внимательный. Ухватившись за него, Катя возвращается к жизни, и все как будто налаживается. Рана от потери близкого человека заживает. Здесь по воле автора на сцену выходит еще один персонаж — Рома, друг исчезнувшего брата. Моряк — хороший, крепкий, ровный, понятный и симпатичный во всех смыслах. Потерявший лучшего друга.
Возникает коллизия — с одной стороны, отношения главной героини с Лешей — это попытка перевернуть страницу. Попытаться забыть, отпустить. А на Роме, как и на Кате, остался след от касания брата. И поэтому Рома — тот, кто может понять ее лучше всех.
Для многих роман Ронжиной запросто может оказаться главной книгой года. Не удивлюсь, если «Непокои» попадут в шорт-листы главных литературных премий страны.
| |
|---|
Читателя ждет приключенческое фэнтези, частично классический роуд- и бадди-муви, все это в восточном сеттинге, на материале из зороастризма и мифологии всех живущих в этом (Азербайджан) регионе народов.
В новом романе Рагима Джафарова все крутится вокруг транскаспийской нефтяной компании. Большие криминальные разборки, передел имущества и все такое. В ход идут подставы, обманы, убийства, аресты и, неожиданно, брак по расчету, точнее, даже династический брак. Для этих целей и понадобился живущий в Москве маг-шарлатан, победитель известного шоу экстрасенсов — Руслан. Единственная правда в выстроенном им сценическом образе — то, что он реально слепой.
Всю эту чародейскую кухню Джафаров показывает изнутри. Его персонаж зарабатывает частными заказами — составить гороскоп, приворожить, отворожить, вступить в контакт с духами мертвых. Медийная активность помогает мошеннику косить неплохие бабки.
«Башня тишины» — по-настоящему развлекательный роман: легкий, бодрый и веселый. Возможно, это текст не для тех, кто ищет литературу, создающую большие смыслы. Пожалуй, в разговоре об Азербайджане, о традициях, о семье мне бы хотелось получить больше информации, которую я мог бы обдумывать в последующие вечера. С другой стороны, «Башня» открывает нам совершенно новый мир. Для меня это особенно ценно не только потому, что это довольно редкое свойство российской литературы, но еще и причина успеха моей дебютной книги. Я рассказывал читателям о современной Махачкале словами школьника, а Джафаров переносит нас в Баку вместе со слепым магом-шарлатаном.
| |
|---|
A Sinistra входит в фантастический цикл о корпорации Transhumanism Inc. Это самостоятельный текст об агенте службы безопасности Маркусе Зоргенфрее, которому нужно решить очередную проблему этой компании.
Персонажи живут в будущем, где мозги состоятельных людей отделены от тел и помещены в банки, где могут оставаться бесконечно. Маркус зарабатывает на то, чтобы его мозги продолжали плавать в банке со спиномозговой жидкостью. В начале романа начальство вызывает его к себе и объясняет — в их мире существует компания A sinistra (левый путь), которая предлагает разным мозгам платную симуляцию — возможность прожить жизнь негодяя. Пойти по левому, неправильному, греховному пути. Многим такое интересно — они готовы примерить нас себя непривычную роль словно в компьютерной игре.
Проблема лишь в том, что все ушедшие по левому пути пропадают. Буквально куда-то деваются их мозги из той самой банки, и агенту Маркусу предстоит пройти тем самым путем a sinistra. Герой соглашается и попадает в итальянскую Верону XV века, в тело начинающего чернокнижника, плохого в общем-то человека, изучающего темное искусство.
Читателя ожидает настоящее фэнтези приключение с неожиданными сюжетными поворотами. Сюжет будет вести нас за негодяем, но это не агент Маркус – он просто находится в теле другого человека и наблюдает за происходящим, а мы в свою очередь холодно и без какого-либо осуждения наблюдаем, как закручивается интрига.
Все это делает роман увлекательным, но Пелевину этого недостаточно. К жанровой основе, в случае A Sinistra — триллеру, он добавляет фирменные пелевинские штучки — псевдофилософские рассуждения и узнаваемые коллизии, призванные напомнить читателю о последних событиях в России. Это универсальный рецепт, которым писатель пользуется из года в год. Его приверженцев такая формула, видимо, вполне устраивает.
| |
|---|
В советское время книги вроде «Смеха лисы» публиковали в серии «Библиотека приключений» с золотой рамкой на обложке.
Действие романа разворачивается в поселке Михайловск на Дальнем Востоке. Люди там живут обычные, а времена на дворе сложные — до распада СССР остается четыре года. По версии автора, на исходе развитого социализма страна держалась благодаря таким людям как капитан Сабитов – он прибывает в Михайловск, чтобы подготовить аэродром к передислокации полка из Афганистана. Для сюжета это особого значения не имеет — на новом месте Сабитов столкнется с раздолбайством коллег из военной части и эпидемией, вызванной неизвестным вирусом.
Обстоятельства приводят Сабитова в местный госпиталь, где работает медсестра Валентина. Ее сына зовут Серега, и это второй главный герой книги. Именно Сереге и его псу Рексу предстоит найти в лесу странный разбившийся летательный аппарат — то ли американский, то ли инопланетный, о котором все как будто слышали, но точно никто ничего не знает.
В этой книге всего по чуть-чуть. Это текст, сплетенный из разных жанров, словно автор решил увлечь своей историей всех читателей сразу. Я получил полный набор эмоций — от тихой радости до легкой жути. И это в целом прекрасно, потому что призвание жанровой литературы — развлекать. В этом смысле автор «Смех лисы» оправдывает ожидания процентов на 150.
Автор долго запрягает, но если вы справитесь с первой половиной текста, отложить книгу уже не получится. С каждой страницей действие будет разгоняться, а драматизм — усиливаться, чтобы до финала читатель не мог перевести дыхание. Кстати, успех роману обеспечил именно финал — одновременно теплый, успокаивающий и не лишенный чуда.
| |
|---|
Автор пишет о вымышленном стимпанковском мире, где преобладают паровые источники энергии. Действие происходит в Габене — весьма опасном месте с безжалостными криминальными сообществами, хитрыми бездомными, глупой полицией и коварными продажными чиновниками. Референс в литературе — книги Чайны Мьевиля.
В таких условиях нам предстоит расследовать весьма жестокие убийства. Несмотря на легкую сказочность и обусловленную жанром карикатурность, читателя ждет порой настоящий хоррор. Главные герои романа будут преследовать таинственного убийцу, прибывшего в Габен поездом из далекой африканской страны.
Главных действующих лиц двое: хирург Натаниэль Доу — зануда без чувства юмора, обладающий отменными аналитическими способностями, и его племянник Джаспер — смышленый, отважный и умело манипулирующий дядей подросток 12 лет.
Все начинается с убийства в поезде. Жертва — пожилой профессор, глава местного Лепидоптерологического общества, что бы это ни значило. Джаспер, который ехал в одном вагоне с покойным, уверен, что преступление совершила «невероятная тварь, доселе невиданная природой». Торину удалось выстроить историю, затягивающую как зыбучие пески. Закрыть книгу не позволяют умело расставленные сюжетные твисты. Чтобы все тайны «сошлись», автор не пожалел времени на второстепенных героев.
| |
|---|
Невьянская башня – пожалуй, лучшее, что случилось с российской прозой в XXI веке.
Писатель рассказывает, как основатель горнозаводской промышленности Акинфий Демидов устраивает свои дела. В художественной литературе о нем написано не так много – я вспомнил только трилогию «Каменный пояс» Евгения Федорова. Можно еще посмотреть фильм «Демидовы», снятый на Свердловской киностудии при советской власти. Иванов написал своего Акинфия – жесткого, серьезного, с хищным чутьем предпринимателя, но в целом правильного, не чуждого благотворительности и готового помогать простым людям.
Беда этого человека – дерзкий нрав. Демидов добивается свободы и власти – деньги его давно уже не интересуют. Почти религиозное стремление владельца заводов – создавать нечто работающее, тяжелое, горячее и желательно из металла. Словно он один в стране чувствует – новый железный мир способен радикально все изменить. Акинфию хочется быть первым, поскольку равновеликих фигур на Урале нет, и в управлении металлургическими производствами он преуспел больше других.
Вместе с тем, объясняет нам автор, такие люди, как Акинфий, быстро «путают берега» и входят в противоречие с государственными интересами, как их понимает царский посланник Василий Татищев. Чиновник ставит Демидову палки в колеса, не давая ему развернуться во всю мощь. Вскоре мы убеждаемся, что Акинфий действительно «путает берега» – и чисто по-человечески, и с точки зрения государства.