Берегите природу — мать вашу! Павел Матяж — о фильме «Аватар: Пламя и пепел»

22 декабря 2025, 14:24
Фото: Павел Матяж для 66.ru
71-летний голливудский визионер Джеймс Кэмерон выпустил в предновогодний прокат третью часть своей ультимативной экологической франшизы. Официальный прокат в РФ не состоится, но пираты уже подсуетились.

2025 год заканчивается так же, как 2022 — заочным противостоянием «Аватара» и «Чебурашки». Пока во всем мире главным новогодним фильмом станет третья часть самого прибыльного в истории кино проекта Джеймса Кэмерона, во всех кинотеатрах РФ его импортозаменит вторая часть самого успешного в российской истории кинопроекта Дмитрия Дьяченко.

Три года назад «Аватара: Путь воды» тоже не показывали официально, а неофициально настоятельно рекомендовали придержать пиратский релиз на время новогодних каникул, чтобы не портить малину «Чебурашке». В честной конкурентной борьбе «Чебурашка» не сможет победить «Аватара». Так что никакой честной борьбы не предвидится. И «Аватара 3» тоже — как минимум до середины января.

Но на «ВКонтакте», Rutube и других отечественных пиратских гаванях эти ограничения не действуют. И они уже зажигают огни. Тем более что подзаголовок у третьей части кэмероновской суперфраншизы соответствующий — «Пламя и пепел».

Первый «Аватар», вышедший 16 лет назад, познакомил нас с лесными на'ви, обитавшими на гигантских вечнозеленых деревьях Пандоры. Они олицетворяли стихию земли. Второй фильм рассказывал о морских племенах на’ви, которые братаются с рогатыми и усатыми пандорианскими китами и живут в гармонии с водной стихией. Ну а в третий раз, похоже, очередь дошла до огня и серы.

На’ви и раньше подозрительно напоминали людей — по крайней мере в том, что касается семейных отношений или, скажем, политического устройства. Только не современных, а древних, первобытнообщинных, или, если точнее, американских индейцев. Сюжетно и идеологически первый «Аватар» сильно напоминал «Покахонтас» или ее чуть более популярную и взрослую вариацию — «Танцующий с волками».

Кадр из фильма «Танцующий с волками», режиссер Кевин Костнер, 1990 год, США

В третьей части эта тенденция усилилась: в сюжете, наконец, появились злые аборигены — горное племя на’ви-огнепоклонников, обитающее у подножия вулкана, на земле, покрытой пеплом. Местная богиня Эйва не пришла к ним на помощь, когда извержение вулкана уничтожило их среду обитания, и они отвернулись от неe, отринув путь гармонии и единения с природой. Верхом на ручных минидраконах, икранах и каких-то еще более экзотических летающих тварях огнепоклонники добывают средства к существованию, совершая налеты на соседние деревни или грабя воздушные караваны.

Оказывается, у на’ви существует и этот, такой земной, хорошо понятный нам, человекам, механизм — торговля. А значит, возможно, есть и деньги.

К сожалению, этой мысли пока не дали оформиться. Семейство Джейка Салли отправилось в путь с торговцами на их воздушном шаре, движущемся с помощью чего-то вроде циклопических летающих кальмаров. Но в решающий момент, когда информация о том, изобрели ли на’ви свою собственную валюту или еще нет, уже вот-вот должна была прозвучать, на караван напали злые индейцы.

Несмотря на героические усилия Сэма Уортингтона, который еще не устал изображать синекожего инопланетянина, нападение оказалось просто суперэффективным: караван полностью разбили и уничтожили, все дети Салли и он сам свалились куда-то в джунгли — причем отдельно друг от друга, — а его жена-воительница Нейтири (Зои Салдана) еще и получила стрелу в спину от королевы огнепоклонников, очень впечатляющей злодейки, которую играет Уна Чаплин (внучка того самого Чаплина).

Дальнейшее развитие событий происходит по той же схеме — любое действие героев неизбежно заканчивается катастрофой. Например, во время падения с горящего воздушного шара путешественники теряют все свои припасы. У Спайдера, человеческого мальчишки, усыновленного Джейком Салли, заканчивается кислород. Взять его на Пандоре негде, до ближайшей стоянки бледнолицых не добраться. Тут бы и пришел конец этой растаманской версии Маугли, но его сводная сестра Кири, обладающая особенной даже для на’ви связью с Эйвой, устраивает человеческому мальчику апгрейд. Она как-то договаривается с матерью-природой, чтобы та сделала легкие Паука совместимыми с пандорианским воздухом.

В результате этого ультрапродвинутого биохакинга Спайдера спасают. Да и вообще, после процедуры он становится почти на’ви: у него из головы растет такой же, как у аборигенов, хвост — для соединения с разными существами и растениями. И это хорошо.

Однако благодаря этим своим особым, уникальным свойствам Спайдер превращается в цель номер один для всех земных колонизаторов — шутка ли: единственный в своем роде человеческий ребенок, который может дышать в ядовитой атмосфере Пандоры. Если бы его изучить и препарировать, возможно, все люди смогли бы дышать здесь. И тогда всем местным индейцам точно пришел бы конец.

Ну и так далее. Этому нехитрому, в целом, приему учат на всех без исключения сценаристских курсах уже в первую неделю. Но Джеймс Кэмерон никогда не чурался простых решений: старые средства — самые лучшие. Да и как можно утверждать, что они не работают — в активе маэстро три из пяти самых прибыльных фильмов в истории. Работают — и еще как.

Правда, к третьему фильму это стало выглядеть немного механистично. Прежней визуально-аудиальной 3D-супер-аймакс-эйфории просмотр уже не вызывает — скорее всего, потому что аймаксов в РФ больше нет. А это, как выясняется, был немаловажный элемент всего этого аттракциона. Ультрадорогая иллюзия распалась — и стали видны и швы, и белые нитки.

Кэмерон и его сценаристы придумали целый мир, эквивалентный, в идеале, хоть Средиземью, хоть Нарнии, хоть Межгалактической Республике из «Звездных войн». Но вместо того чтобы развивать эту идею, показывать что-то новое, открывать неизведанную вселенную с неожиданной стороны, удивлять и впечатлять — они просто топчутся на месте.

Да, в истории появилась Уна Чаплин и ее пепельные на’ви, но в остальном сюжет повторяет то, что уже было в предыдущих частях. Детей Салли снова берут в заложники, Джейк и его жена снова бросаются их освобождать — и снова попадают в ловушку. Злые китобои снова мучают пандорианских китов, на’ви снова пытаются их спасти, но только усугубляют ситуацию. Все эти проблемы накапливаются и в итоге приводят героев и злодеев к мегакульминации, которая выглядит как комбо финальных сражений из первого и второго «Аватаров».

Круговорот насилия не остановить — и все это очень грустно. И даже хуже. Герои и злодеи, вроде бы погибшие в предыдущих частях колониальной эпопеи, снова возвращаются в бой: у землян есть технологии, позволяющие вернуть любого солдата с помощью клонирования, а у на’ви — всесильная Эйва, способная и не на такое. Получается какой-то замкнутый круг, голливудская сансара, где тупые и злобные людишки и светлоликие инопланетные эльфы цвета индиго обречены сражаться вечно.

Впрочем, так и задумано. Ведь главный месседж истории за все эти годы тоже не изменился: человечество уничтожает Землю. И если его не остановить — уничтожит окончательно. Последняя надежда — наши дети. Но чтобы и они все не запороли, их надо чему-то учить. А для этого у нас есть что? Правильно — «Аватар», экологическая суперфраншиза дедушки Кэмерона, где малышей и их родителей воспитывают уже 16 лет. Берегите природу — мать вашу!

И это, кроме шуток, дорогого стоит.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также