Лизинговые компании готовят распродажу подержанных автомобилей в начале 2026 года. Запасы изъятой техники хранить нерентабельно из-за растущих ставок аренды, а действовать через дилерские сети невыгодно из-за высоких наценок продавцов. Для снижения стоимости и быстрого избавления от стоков откроют сеть торговых площадок (хабов), где можно напрямую реализовывать подержанные машины.
Первую стоянку на 300 единиц техники открыли в Ростове-на-Дону этой осенью. Компания планирует в ближайшее время организовать подобные площадки в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах.
В «Газпромбанк Автолизинг» спрогнозировали, что собственный «автосалон» даст прирост продаж как минимум в два раза от ранее достигнутых значений. Общий сток изъятых машин на российском рынке превышает 50 тыс. единиц. В 2025 году топ-5 марок по изъятиям в грузовом сегменте заняли марки Shacman, FAW, SITRAK, «КамАЗ» и Foton, а по спецтехнике — XCMG, LiuGong, LGCE, SANY и Lonking. Среди легковых машин — Lada, Geely, Exeed, Changan и Haval. Доля грузовиков в стоке колеблется в районе 44%, прицепы занимают 21%, спецтехника — 14%, легковые машины и коммерческие фургоны — 21%.
Скопившаяся техника при простое накапливает убытки, так как в свое время она была профинансирована банком и за нее идут платежи. Поэтому машины нужно максимально быстро реализовать во вторичный лизинг или продать. Директор по правовым вопросам и работе с проблемной задолженностью «Интерлизинг» Сергей Шишкин уточнил, что в последнее время к лизингодателям приходит понимание, что за покупателя на рынке авто с пробегом необходимо бороться. Как правило, они используют политику дисконтирования, чтобы предложение изъятой техники было в нижней медиане рынка. В зависимости от срока экспозиции и типа техники дисконт может варьироваться от 5 до 40%.
Владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. По его словам, демпинг — вынужденная мера. Каждый месяц хранения обходится лизинговой компании в серьезные суммы: страховка, фондирование замороженных средств, содержание площадок. Скидки в 30–40% по непродающимся позициям экономически оправданны именно из-за этих издержек. Однако массового обвала цен участники рынка не ожидают. Есть гибкая политика по конкретным единицам техники, «зависшим» на складах, а средние скидки, как отметил собеседник, остаются скромными.
Эксперт Алексей Иванов уточнил, что авторынок сейчас находится в фазе перестройки. Продажи новых автомобилей за 11 месяцев упали на 17,8%, зато вторичка показывает рост, пусть и скромный, всего в 2,7%. Лизинговые компании по сути становятся крупными игроками именно на этом поле, и это уже новая бизнес-модель.
Они вкладываются в логистику, предпродажную подготовку, работают напрямую с покупателями, что создает конкуренцию с дилерами и, как следствие, более справедливое ценообразование.
С 1 декабря 2025 года в России повысят стоимость утильсбора. Базовую ставку формируют на основании типа и объема двигателя, а его мощность влияет на формирование коэффициента по прогрессивной шкале. Министерство предлагает привязать льготный утильсбор для физлиц к мощности автомобиля. Пока он фиксированный и составляет 3 400 рублей для машин возрастом до 3 лет и 5 200 рублей для машин 3–5 лет. Он не привязан к объему мотора, мощности и другим параметрам.