Netflix воскрешает мертвых. Павел Матяж — о фильме «Достать ножи 3»

Сегодня, 14:15
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты украли с стриминга Netflix третью серию детективной франшизы Райана Джонсона о приключениях частного сыщика Бенуа Бланка.

Молодого католического священника по имени Джуд (Джош О’Коннор — принц Чарльз из «Короны»), обвиненного в рукоприкладстве, в наказание отправляют в проблемный приход в небольшом городке неподалеку от Нью-Йорка. Харизматичный пожилой монах (Джош Бролин), который там заправляет, требует называть себя не иначе как «монсеньор Уикс», управляет своей крохотной общиной железной рукой и проповедует ветхозаветный ультраконсерватизм: изгоняет из храма гомосексуалов*, бичует матерей-одиночек, призывает огонь и серу на головы либералов и феминисток. А потом неожиданно для всех умирает.

Его немногочисленная паства так или иначе оказывается причастна к случившемуся и почти поголовно состоит из голливудских знаменитостей: самую истовую местную католичку и помощницу пастора играет Глен Клоуз, городского доктора-алкоголика — Джереми Реннер, потерявшего популярность писателя-фантаста — Эндрю Скотт, прикованную к инвалидному креслу виолончелистку — Кейли Спейни, адвокатессу — Керри Вашингтон, садовника — Томас Хейден Черч.

Впрочем, почти 45 минут до появления в кадре частного сыщика Бенуа Бланка, которого по-прежнему играет агент 007 в отставке Дэниел Крейг, за всех отдувается новичок. Местный шериф Джеральдина Скотт (Мила Кунис) назначает единственным подозреваемым Джуда — того самого молодого священника. Церковный сан, по идее, должен автоматически избавить его от всех гнусных подозрений, но есть нюанс. Джонсон, как и его главный герой Бенуа Бланк, не религиозен — он придумывает несчастному персонажу О’Коннора компрометирующую историю из прошлого.

Оказывается, в молодости малыш Джуд был профессиональным боксером и однажды в приступе ярости на ринге голыми руками насмерть забил противника. С тех пор прошло несколько лет, которые бывший спортсмен провел в покаянных молитвах. Но, как говорится, осадочек остался.

Монсеньор Уикс сразу невзлюбил прогрессивного священника-миллениала, не раз проходился по нему в своих воскресных проповедях, да и за пределами церкви не особенно стеснялся в выражениях. Он быстро настроил весь приход против чужака — старые средства самые надежные. Так не решил ли вспыльчивый молодой человек отомстить, а заодно подсидеть престарелого коллегу, очистив святую католическую церковь от скверны в лице зарвавшегося мракобеса, манипулирующего священными текстами в своих меркантильных интересах?

Обставлено это сомнительное с точки зрения современного российского законодательства о защите чувств верующих предприятие по высшему голливудскому разряду. Актерская игра, интерьеры и экстерьеры, грим и костюмы, музыка и работа постоянного оператора Райана Джонсона Стива Едлина — выше всяких похвал.

Сценарий виртуозно и лихо закручен — ничуть не хуже, чем в «Достать ножи» и «Стеклянной луковице». Джонсона не подвело и его фирменное чувство юмора. Фильм изобилует множеством тонких интеллектуальных отсылок — как к детективной классике, так и к знаковым событиям современной культуры: от «Криминального чтива» до «Звездных войн».

Вот только, если судить о всей франшизе в целом, становится очевидно: к третьему фильму в сюжетах Джонсона наметился повторяющийся паттерн. А это не слишком хорошо для детективного жанра. В начале он выстраивает из своих героев пирамиду с неким лидером во главе, а затем уничтожает патриарха, оставляя выживших подхалимов, завистников и льстецов разбираться с последствиями.

Каждый раз это своего рода лайт-нуар. Не в том смысле, что в истории плохая погода, а все персонажи много пьют, курят и склонны к чрезмерному драматизму, а в том, что и убитый альфа-самец, и члены его клана — личности в разной степени темные, сомнительные, не вызывающие особой симпатии и доверия.

По словам создателей фильма, источником вдохновения для них стала новелла Эдгара По «Убийство на улице Морг». Но на архетипическую историю со взбесившейся обезьяной этот детектив похож разве что более-менее схожей загадкой запертой комнаты. Гораздо больше он напоминает «Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле» — суперпопулярные ансамблевые сюжеты о группах подозреваемых, каждый из которых по какой-то причине заинтересован в смерти жертвы.

Если следовать традиции, то в такой ситуации убийцей оказывается садовник. И подходящий персонаж в сценарии имеется. Но режиссер Райан Джонсон придерживается менее консервативных взглядов.

Бенуа Бланк — не только частный сыщик, но и своего рода социалист, защитник бедняков в их вечной войне с богачами. В двух предыдущих сериях «Достать ножи» мастер дедукции в итоге изобличал разных мажоров и магнатов, спасая от слепого меча правосудия безвинно преследуемых нищебродов.

Но удастся ли ему следовать левацким идеалам своего создателя, когда между правосудием и подозреваемым встает религия? Ответ можно узнать уже сейчас — на всех главных пиратских площадках страны и в некоторых кинотеатрах.

Удачного просмотра.

*Междуранодное движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также