Два дебила – это сила. Павел Матяж – о фильме «Бугония»

10 ноября 2025, 10:27
Фото: Павел Матяж для 66.ru
Российским пиратам удалось украсть у Universal их новую артхаусную комедию от одного из главных современных голливудских сатириков Йоргоса Лантимоса. В главной роли его любимая Эмма Стоун.

Главный голливудский грек современности Лантимос обожает подчеркивать свое происхождение используя в историях античные cюжеты: в «Лобстере» он переосмыслял Гомера, в «Убийстве священного оленя» — Еврипида, в «Бедных несчастных» — миф о Пигмалионе. «Бугония» — тоже древнегреческое слово (βουγονία — «бычье потомство»), хотя не такое общеизвестное как «Одиссея» или «Электра».


Бугония упоминается в поэме Вергилия «Георгики», как религиозный ритуал, основанный на вере в то, что пчелы рождаются из тела быка. Чтобы совершить бугонию, древние греки убивали быка и помещали его в закрытое помещение. Когда из разлагающегося трупа появлялись «пчелы», они считали, что произошло чудо возрождения.

Герой современной «Бугонии» Тедди Гатц (Джесси Племонс) тоже своего рода пчеловод. Точнее был им пока пчелы не начали вымирать и семейная ферма Гатцов не разорилась. Теперь он работает в службе доставки гигантской фармацевтической корпорации Auxolith. Но не потому, что больше негде (хотя и поэтому тоже), а потому, что ведет расследование. После месяцев наблюдений он пришел к заключению, что владелица корпорации, мультимиллионерша и одна из лидерок рейтинга Forbes Мишель Фуллер (Эмма Стоун) — инопланетянка.

По версии Тедди, Мишель и ее соплеменники уже много лет ведут невидимую гибридную войну с землянами. Они заставляют недоразвитых хомо сапиенс вырубать леса, уничтожать животных, загрязнять атмосферу вредными производствами и сбрасывать в океан тонны пластика. Один из главных своих ударов инопланетяне нанесли по пчелам. Ведь все биоразнообразие, сотни пищевых цепочек завязаны на деятельности этих маленьких, работящих и хрупких существ. Не станет их — и большая часть животных умрет от голода. Царей природы это коснется в первую очередь, поскольку производство продуктов, употребляемых в пищу человеком, на 75% зависит от процесса опыления цветков, за который отвечают пчелы.

Чтобы спасти пчел, людей и большую часть хищников и травоядных от вымирания Тедди на пару со своим братом Джонни берет капиталистку в заложницы. Они планируют шантажировать императора пришельцев, вынудить его остановить войну и покинуть Землю. Первым делом братья-конспирологи обривают плененную миллионершу наголо. По мнению Тедди, для андромедян (гипотетических обитателей галактики Андромеды, находящейся в 2,5 млн световых лет от Земли) волосы — как GPS.

После этого начинается самое жуткое и забавное одновременно — поединок дипломированного психолога, выпускницы Гарварда и владелицы корпорации с многомиллиардной капитализацией, закаленной в боях с конкурентами и на тренингах личностного роста, с двумя деревенскими дурачками. Один из которых даже говорит с трудом.

Но не все так просто как кажется: Лантимосу вообще неинтересны морально однозначные персонажи и односложные конфликты. Дебилы на поверку оказываются не такими уж дебилами. А в спортивной, разносторонне развитой, и необыкновенно моложавой для женщины за сорок миллиардерше временами действительно проскальзывает что-то инопланетное. Как и во многих публичных сверхбогатых бизнесменах. Взять хоть Илона Маска или Павла Дурова. Может там на вершине пирамиды Маслоу так сквозит, что даже самым стойким сносит башню, а может они и впрямь рептилоиды?

Два часа подряд Лантимос качает своих зрителей на этих качелях, подбрасывая аргументы то за, то против теории заговора Тедди Гатца. И безусловная главная героиня в исполнении мнимой рептилоидки Эммы Стоун довольно часто уступает сцену Джесси Племонсу. Безобидному увальню, в глазах которого временами сквозит одержимость полного отморозка и психопата из канонического уже «Во все тяжкие» или недавней «Гражданской войны».

В целом все это развивает идеи Алекса Гарленда, Пола Томаса Андерсена, Ари Астера и других актуальных американских художников, переживающих из-за неразрешимого противоречия между правыми и левыми, богатыми и бедными, республиканцами и демократами, консерваторами и либералами. Переживают они уже давно, но во время второго срока Трампа затосковали с новой силой.

Лантимос добавляет к линейке конфликтов деление собственного изобретения — «дебилоиды против рептилоидов» и делает это в своем стиле. С суперкреативными постерами, концептуальным маркетингом (на американских улицах размещены билборды фейковой фармацевтической корпорации Auxolith, разрисованные фейковым партизанским граффити) и фирменным ненормальным юморком. Черным как самая темная ночь.

Ну и уж точно только Лантимосу сегодня под силу придумать и реализовать такой по-настоящему шизовый финал. Треды активистов QAnon о глубинном государстве, пиццагейте и возвращении Кеннеди-младшего уже не покажутся бредом на фоне буйных фантазий чокнутого грека. Ну и вообще – паранойя паранойей, но это еще не значит, что за вами не следят.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также