Финальная битва между добром и нейтралитетом. Павел Матяж — о последнем сезоне «Рассказа служанки»

11 апреля 2025, 13:34
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Стриминговый сервис Hulu выложил заключительный сезон своего ультрафеминистического шоу о борьбе угнетенных женщин с американскими теократическими фашистами. Российские пираты уже перевели три серии.

Первый сезон «Рассказа служанки» появился в первые месяцы первого срока Дональда Трампа. Шестой сезон выходит восемь лет спустя, но снова приходится на первые месяцы срока Трампа. Только уже второго.

Все эти годы фанаты сериала с ужасом наблюдали, как сбываются мрачные пророчества авторки оригинального романа Маргарет Этвуд и сценаристок из команды «Служанок». В 2025-м перспективы установления в США тоталитарной диктатуры выглядят еще более реалистично, чем в 2017-м. После второго пришествия Дональда число американских штатов, запретивших аборты, выросло до двенадцати. А еще он собрался присоединить Канаду. Зачем? Те, кто смотрел «Рассказ служанки», знают. Чтобы его многочисленным противникам было некуда бежать.

Несмотря, а возможно и благодаря этому, антиконсервативная, антипатриархальная и антитрамповская политическая позиция авторок сериала за эти годы не изменилась. Бессменная главная героиня сериала Джун Осборн или Фредова по-прежнему сражается с «мужским государством»* Галаада и не намерена останавливаться, пока хотя бы одна служанка еще находится в репродуктивном рабстве у религиозных фанатиков.

В пятом сезоне сериал частично переместился с территории фашистской диктатуры, переключился на проблемы американских беженцев, скрывающихся от преследования властей Галаада в Канаде, и смог визуализировать всю бездну неприятных ощущений, которые испытывают беглые служанки и марфы в вынужденной эмиграции. А вместе с тем равнодушие, лень, трусость и жадность бюрократов из местной администрации в сочетании с тупостью, невежеством и религиозным фанатизмом простых канадцев. Первые тратят все силы на то, чтобы куда-нибудь сплавить бедных переселенцев. Вторые к концу сезона теряют последние остатки гостеприимства и даже устраивают покушение на Джун.

Так что в начале шестого сезона героиня снова в бегах. Пытается пробраться на Аляску, один из немногих штатов бывших США, которому удалось сохранить независимость от Галаада.

Хочется надеяться, что это лишь короткая передышка перед решающей схваткой. Ведь серий до конца сезона и всего сериала все меньше, а фашиствующие христианские фундаменталисты продолжают убивать, насиловать и калечить американских женщин. Элизабет Мосс, которая за восемь лет работы доросла до продюсерки, режиссерки и сценаристки шоу, пора активизироваться.

Критики сериала давно призывают к этому. С тех пор как Джун выбралась с территории диктатуры, «Рассказ служанки» стал довольно путанным, а в действии наметился застой. Вот уже двадцать с лишним серий сценаристки топчутся на месте и переливают из пустого в порожнее, а героини то рвутся в Галаад свергать диктатуру, то откатываются назад зализывать раны, не добившись каких-либо успехов. Сами американские неофашисты тоже не спешат атаковать своих врагов на территории Канады или каким-то образом усиливать репрессии внутри страны.

У такой вялости сценарной комнаты есть довольно простое объяснение. Оригинальный роман Этвуд имеет сиквел, роман-продолжение «Заветы», события которого развиваются через 15 лет после «Рассказа служанки». И Галаад там (извините за спойлер) по-прежнему цветет и пахнет. Так что если создательницы шоу не отважатся пойти против текста первоисточника, уничтожить патриархат в рамках оставшихся серий им не суждено.

Пока намеков на бунт немного. Возможно, бывшие служанки и их командоры обречены сражаться вечно, как феминистки и шовинисты. И покой нам только снится.

Впрочем, борьбы как таковой в сериале давно уже нет. Шоу, первые серии и сезоны которого оглушали зрителей, как резкие крики боли, увязло в бессвязном околополитическом бормотании. И последние серии уже не художественное остросоциальное высказывание, а какая-то нескончаемая психотерапевтическая сессия. Они не рассказывают историю, а прорабатывают травму.

Сюжетная инерция после взрывных и яростных первых сезонов еще сохраняется, но с каждой серией энергии все меньше. По большей части это как блуждания с фонариком по ночному лесу: все еще красиво и интригующе, но уже совершенно бессмысленно. Каждый новый диалог — как занудная лекция по актуальному феминизму. Каждый поворот сюжета — банальная риторическая уловка в политических дебатах с заранее известным результатом. Даже страдания превратились в рутину.

Сериал, когда-то казавшийся ультрарадикальным, теперь боится собственного радикализма. Джун постоянно находится на грани нервного срыва, клокочет, кипит от ярости, напряжение нарастает и… перерастает в следующий сезон. А потом еще один. И еще. Действие закольцевалось. Финальная битва обещана, но постоянно откладывается, как перемирие на Украине, оставляя недоуменных зрителей в перманентной фрустрации.

В конце 2010-х «Рассказ служанки» воспринимался как предсмертный стон либеральной демократии перед лицом наступающих трампистов. А сегодня это какое-то вымогательство: дайте нам еще немно-о-о-жечко внимания, еще парочку «Эмми», еще один сезончик.

Финал, которого все так долго ждали, рискует оказаться не взрывом, а вздохом, печальным, меланхоличным, а главное — совершенно безопасным для тех, против кого затевался.

Удачного просмотра.

* на всякий случай сообщаем, что одноименная организация в России признана экстремистской и запрещена

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также