Для начала небольшой ликбез для аудитории 50+, разгоряченной ожиданием 9 мая. Созвучный названию фильма и игры запрещенный в России «Майнкампф» Адольфа Гитлера тут вообще ни при чем. Это даже не немецкий. Mine — в смысле «шахта», craft — в смысле «ремесло». Суть этого проекта самая что ни на есть миролюбивая, антифашистская и пацифистская.
«Майнкрафт» был придуман шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году и отличался от большинства компьютерных игр полным отсутствием базового конфликта, да и вообще какого-либо сюжета, предлагая пользователям открытый мир с обширнейшими возможностями для творчества. Из простых блоков-кубиков игроки могли создавать («крафтить») все что угодно, как будто в виртуальном конструкторе Lego.
|
---|
Гениальная простота идеи и воплощения помогла независимой инди-игре завоевать любовь и почитание игроков всего мира. В 2011-м основанная Перссоном студия Mojang выпустила «Майнкрафт» на Windows, Linux, macOS, мобильных устройствах под управлением Android, iOS и Windows Phone, игровых приставках PlayStation, Xbox, Nintendo и Wii U, а еще через два года продала свое детище Microsoft за 2,5 миллиарда долларов.
|
---|
Сегодня «Майнкрафт» считается самой коммерчески успешной компьютерной игрой в истории: по состоянию на 2023 год было продано более 300 миллионов копий, а количество игроков, запускающих игру хотя бы раз в месяц, составляет 172 миллиона человек.
|
---|
Вопрос об экранизации возник уже на второй год продаж, еще до передачи всех прав команде Билла Гейтса, но из-за специфики самой игры очень долго не двигался с места. Все 2010-е десятки продюсеров, сценаристов и студий пытались превратить бессюжетную игру-песочницу в какой-то внятный драматический нарратив и один за другим терпели фиаско.
|
---|
Дело сдвинулось с мертвой точки уже в 2020-е, после всех пандемий и забастовок сценаристов. Режиссером фильма был назначен андеграундный постановщик Джаред Хесс («Наполеон Динамит», «Суперначо», «Господа Бронко»), который всю жизнь снимал непритязательное и малопонятное инди. Правда, довольно успешно. Некоторые его проекты непостижимым образом оказывались просто нереально прибыльны — «Наполеон Динамит» 2004 года заработал 46 миллионов при бюджете в 400 тысяч. Вероятно, именно эта часть творческой биографии Хесса стала решающей для руководства Warner bros.
|
---|
Кадр из фильма «Наполеон Динамит», режиссер Джаред Хесс, 2004 год, США |
В компании с несколькими сценаристами Джаред написал и смог согласовать с правообладателями текст истории, щедро сдобренный элементами из его предыдущих фильмов: маленьким городком в штате Айдахо, провинциальной школой, рестлингом, командой комических неудачников, Джеком Блэком и Дженнифер Кулидж.
|
---|
Продавец дверных ручек (Джек Блэк), экс-чемпион по киберспорту (Джейсон Момоа), риелторша (Даниэль Брукс — «Миротворец», «Angry Birds в кино»), SMM-специалистка (Эмма Майерс — «Уэнсдей») и ее младший брат-ботаник (дебютант Себастьян Хансен) чудесным образом попадают в вымышленный мир, очень похожий на «Майнкрафт». В смысле деревья, горы, звери, птицы и люди там собраны из простых кубов, как на картинах Пикассо. Кубические овцы, кубические волки, кубические куры, кубические зомби, кубические солнце и луна.
|
---|
В погоне за магическим макгаффином в виде кубической сферы команда комических неудачников переживает череду приключенческих ситуаций и вступает в противостояние с пиглинами, помешанными на золоте антропоморфными свиньями и их злобным матриархом Малгошей.
|
---|
Так же как во многих других фильмах, основанных на компьютерных играх, тут все вертится вокруг порталов и телепортации. Пиглины, как орки из «Варкрафта» или солдаты Клу из «Трона», хотят проникнуть в мир людей, чтобы все там разграбить и завоевать, устроить хаос и анархию.
|
---|
Кадр из фильма «Варкрафт», режиссер Дункан Джонс, 2016 год, США |
А комические неудачники встают на защиту Земли и выясняют в процессе, что не такие уж они и неудачники. Они растут над собой, учатся работать в команде, обзаводятся друзьями и дают своим маленьким зрителям множество ценных уроков, главным из которых, вероятно, можно назвать ценность творчества. Искусство тут буквально спасает мир.
|
---|
Впрочем, только на словах. Непосредственно искусства в сюжете не так уж много. Если герои и крафтят что-то, то в основном оружие для войны с капиталистическими свиньями. Ни о каком свободном творчестве или непротивлении злу насилием речь не идет. Так что к киношному «Майнкрафту» гитлеровский «Майнкампф» все же чуть-чуть ближе, чем к компьютерному.
|
---|
Условно «хорошие» парни тут так же воинственны и агрессивны, как «плохие», а персонаж Джейсона Момоа размывает и заявленный поначалу альтруизм представителей сил добра — он хочет поживиться алмазами из верхнего мира ничуть не меньше, чем злодейские пиглины.
|
---|
Создателям «Майнкрафта в кино» так же не удалось скрыть свою жажду наживы. Больше всего бросается в глаза невероятно дешевая для такого дорогого ($ 150 млн) проекта компьютерная графика. Без людей в кадре еще куда ни шло, несколько компьютерных панорам можно даже назвать впечатляющими. Но как только перед нарисованным задником появляются живые актеры, все впечатление насмарку. Особенно заметен некачественный CGI в районе буйно развевающихся шевелюр пятерых попаданцев, которые, как нарочно, чрезвычайно волосаты.
|
---|
Их яркие кричащие наряды розовых, голубых, желтых, зеленых, одним словом, чистых цветов, как на детских площадках в садиках и яслях, недвусмысленно намекают на аудиторию, для которой предназначено это представление — примерно 0+. Для коммуникации с лялечками Джек Блэк и Джейсон Момоа отчаянно и гипетрофированно кривляются, напоминая аниматоров на детских праздниках в торговых центрах. Но чем больше динамики становится в их действиях, тем хуже выглядит окружающая их графика. В какие-то моменты отсылающая прямиком в 1980-е, куда-то между «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера». И едва ли это все так и задумано.
|
---|
Самым ярким и запоминающимся моментом на этом адском мельтешащем фоне становится история директора местной школы в исполнении Дженнифер Кулидж. Звезда «Американского пирога», благодаря которой в современный обиход вошло слово «милфа», тут чуть ли не единственный человек, не участвующий в телепортациях в виртуальную реальность. Ее 52-летняя героиня только что развелась с мужем, пытается строить свою личную жизнь и на несколько коротких минут, предоставленных ей сценаристами, полностью крадет шоу.
|
---|
Кадр из фильма «Американский пирог», режиссер Пол Вайц, 1999 год, США |
В целом понятно, что ее крохотная роль в фильме — маленький сюрприз для бабушек и дедушек, которые поведут своих лялек на «Майнкрафт в кино» в ближайший уик-энд. Однако на контрасте с орущей и мерцающей пикселями компьютерной какофонией только Дженнифер Кулидж оказывается похожа здесь на живого человека. Ее героиня не рубит алмазным мечом кубических свиней, а просто живет обычной жизнью и уже этим вызывает максимальное сочувствие. А ее короткое участие как глоток свежего воздуха. Единственное напоминание о том, что это кино сделано людьми и для других людей.
|
---|
Впрочем, лялечек бездушные манипуляции корпоративных хищников совершенно не смущают, а совсем наоборот. Несмотря на довольно сдержанную критику (у Майнкрафта 48% на Rotten tomatoes), в американских кинотеатрах сейчас происходит форменная истерия. Майнкрафт заработал 300 миллионов долларов уже за первый уик-энд и даже имеет некоторые шансы обойти Братьев Марио в рейтинге самых прибыльных экранизаций компьютерных игрушек.
Удачного просмотра.