Конжаковское горное кольцо — один из самых популярных и доступных горно-туристических районов на Северном Урале. Это несколько расположенных по кругу вершин, внутри кольца находится поселок Кытлым.
Я, Александра Морозова, сама ни разу не думала о подъеме на вершины. Поэтому и инструкция в этом тексте — для таких же, как я, городских жителей, которые хотели бы оценить красоты гор и насладиться Северным Уралом с максимальным комфортом.
Турист-одиночка обошел Конжаковское горное кольцо несмотря на двухметровые сугробы и ураганный ветер
Дорога
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Дорога сразу дает понять, что путешествие не будет легкой увеселительной прогулкой. Время в пути из Екатеринбурга в среднем составляет 6–7 часов, расстояние — 450 километров по трассе. Есть несколько вариантов, как добраться до места:
- На электричке № 7079 до Карпинска, затем на автобусе № 105 Карпинск — Кытлым. Главное неудобство — поезд только по выходным и приходит в районе полуночи, а первый автобус — в 8 утра по воскресеньям. То есть придется искать место ночевки в городе. Электричка стоит около 2 тыс. рублей в обе стороны, автобус — еще 300 рублей. Итого: 2300 рублей и более 14 часов в обе стороны.
- На машине. На 450 километров при расходе минимум 7 литров бензина на километр потребуется 31,5 литр. При средней стоимости 52–53 рубля за АИ-92 путь «туда-обратно» обойдется в 3200–4000 рублей и от 10 (без остановок) до 12 часов (с парой технических остановок) в обе стороны.
- Трансфером. Такой «заброс» под запрос туристов предлагает популяризатор маршрута «Конжаковское горное кольцо», один из хранителей уральской тропы Александр Подольский. Стоимость трансфера Екатеринбург — турбаза «Серебрянский Камень» и обратно — 4000 рублей на человека. В пути те же 10–12 часов в обе стороны.
Поездка даже в комфортном микроавтобусе — это довольно сложно для неподготовленного человека вроде меня. Советую взять самолетную подушку и запастись терпением. В моем случае по пути делали две технические остановки — на заправке и в кафе. О нем стоит написать отдельно.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Кафе «Вагранская дача» находится на 326-м километре Серовского тракта, в 25 километрах от Серова. Предприниматель Лариса Золотова, которая провела свое детство вблизи железнодорожной станции «Вагранская», выкупила точку общепита для дальнобойщиков за 15 млн рублей. На базе кафе Золотова развивает полноценную туристскую инфраструктуру в формате придорожного сервиса с функциями туристско-информационного центра. Планов у предпринимателя много: восстановить заброшенный водоем и организовать там прокат лодок и место для рыбалки, выкупить старый железнодорожный вагон и организовать там хостел, сделать территорию интересной для массового туриста.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
И все-таки главная задача — накормить тех, кто едет по трассе. На 500 рублей тут можно купить первое, второе, третье и компот. Гордость местной кухни — плов по-хорезмски, который готовят приехавшие из Узбекистана повара. Меню разнообразное: от овощных салатов и борща до солянки и форели на гриле.
Далее еще полтора часа в дороге, и приезжаем в поселок Кытлым.
Что посмотреть в Кытлыме
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Поселок Кытлым находится среди гор в 55 километрах от Карпинска, здесь же расположен военный городок. Население — чуть более тысячи человек. Несмотря на небольшую численность, в поселке есть школа, детский сад, пункты выдачи Ozon и Wildberries и небольшой музей.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Интересен поселок своей историей и недрами. Здесь в середине XIX века обнаружили месторождения золота и платины, которые добывали в шахтах вплоть до 1995 года.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
В ноябре-декабре 1918 года в рамках Пермской операции войска Александра Колчака заняли Кытлым и казнили несколько революционных рабочих, утопив их в заброшенной шахте. В память об этом установили монумент. Как утверждает местный музейный руководитель, за плитой памятника на самом деле захоронены убитые. По легенде, покидая Кытлым, Колчак спрятал здесь свое золото.
В поселке есть гостевой дом и хостел, в которых могут остановиться туристы по пути к Конжаковскому камню и Серебрянке. Мы едем дальше — к турбазе «Серебрянский камень».
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Где остановиться
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Вблизи Конжаковского горного кольца есть несколько баз отдыха. Одна из них — «Серебрянский камень». Александр Подольский выкупил это место отдыха с одним гостевым домиком, удобствами на улице и колодцем вместо водопровода в 2013 году. За 10 лет «Серебрянский камень» стал современной турбазой с коттеджами с душевыми, баней, зонами для для мангалов, глэмпингом, обработанной территорией. Все в доме сделано руками отца Подольского — от стульев и столов, до вешалок, люстр и деревянных панно.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Из недостатков — практически полное отсутствие интернета, местный wi-fi тоже можно поймать не в каждой точке. Кроме того, питание придется либо организованно заказывать, либо везти с собой.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Сколько стоит:
- 600 рублей — в своей палатке на территории базы;
- 1500 рублей — в сутки на человека в отеле;
- 3000 рублей — номер в отеле с питанием;
- от 8000 рублей — в сутки за дом.
Впрочем, восстановление базы отдыха — не главная цель. Ведь профессиональные туристы и походники, а также участники горного марафона «Конжак» приезжают в горы с палатками и не требуют повышенного комфорта.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Александр Подольский стремится популяризировать туристический маршрут по Конжаковскому горному кольцу среди непрофессионалов и сделать гору местом активного семейного отдыха. Еще 10 лет назад туристические тропы были завалены деревьями, не было путевой маркировки, и добираться до вершин приходилось по старым советским картам.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Вместе со своей командой Подольский проложил, очистил и промаркировал порядка 100 километров пеших и более 300 километров снегоходных и квадроциклетных маршрутов в районе турбазы, которые доступны для походов круглогодично. В 2023 году туристические тропы вблизи «Серебрянского Камня» вошли в проект «Большая Уральская тропа».
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Восхождение
Этот текст я изначально писала для тех, кто не готов долго идти в гору с палатками, котелками и ночевать под открытым небом. Но при этом хочет посмотреть Конжаковское горное кольцо, Серебрянский камень, Косьвинский камень, Южный Иов и насладиться красотами.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
По словам Подольского, на вершины Уральских гор забираются все: и подготовленные спортсмены, и пенсионеры, и люди с больными коленями. Просто у профессионалов это займет полчаса, а у неподготовленных людей — несколько часов. Но оно того стоит.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Вариантов два. Сложный и бесплатный и простой, но платный.
- Дорогу к Конжаковскому горному кольцу проложили в 2018 году, однако в 2022 году ее перекрыли по соображениям безопасности. Предприятие «Дуниты Северного Урала», которое занимается разработкой месторождений в этом районе, выставило пост охраны и шлагбаум. В этом месте свой автомобиль придется оставить на стоянке и примерно 20 километров идти вдоль дороги пешком.
- Проехать по дороге можно, если есть специальное разрешение. У команды Александра оно есть. Предприниматель делает заброску туристов на микроавтобусе и УАЗиках, а также снегоходах. Стоимость места — 1200 рублей с человека. Пока такие организованные группы возят только по выходным, но в планах — сделать выезды в горы в сезон ежедневными.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Выбрав второй вариант, приезжаем к подножию Южного Иова. Высота горы — 1311 метров. Внизу кажется, что подъем и спуск не займут много времени, но на все мероприятие закладывают два часа.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Гора усыпана крупной голубикой и можжевельником, встречается брусника. Однако уже совсем скоро совмещать подъем с поеданием ягод становится сложно. До 800 метров идем по мягкому пружинистому мху. Дальше — зона тундры и каменные россыпи. Подниматься становится сложнее — сильный ветер сдувает, а камни под ногами кажутся неустойчивыми.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Даже при +22 градусах у подножия, на продуваемых ветром площадках довольно холодно. На мне — толстовка, жилетка, ветровка, кепка. Понимаю, что будь градусов на пять похолоднее, такой экипировки не хватило бы. Так что теплая непродуваемая куртка и шапка — нелишние даже летом и в начале осени.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
На самой вершине — нет традиционных горных качелей, как на Розе Хутор или Ай-Петри. Зато там есть старая советская карусель. Как она туда попала, кто додумался ее поднять на высоту более тысячи метров — загадка.
Фото: Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Наслаждаемся видами, молниеносно пролетающими облаками и идем вниз.
Во время спуска ноги подрагивают и хочется три вещи: присесть, выпить горячего чая и поесть. Поэтому термос и перекус, которые остались в автобусе, — очень кстати.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Мечты о массовом туристе
Александр Подольский хочет вывести Северный Урал в топ-10 мест для посещения в России. Его мечта — сделать поездку на Конжаковское горное кольцо не просто туром выходного дня. Чтобы сюда массово приезжали туристы из Екатеринбурга и других крупных городов в отпуск. Как, например, на Алтай или Кавказ. Еще одна идея — организовать фототуры на Конжак. Тем более спрос на красивые локации большой, а ближе гор в Свердловской области нет.
Фото: Антон Буценко, Ирина Семенова, 66.RU |
---|
Тур выходного дня на Северный Урал в цифрах
- 450 километров по трассе в одну сторону
- 6 часов в пути
- 20 километров по дороге в горах
- 2 часа на восхождение
Экономика поездки на Северный Урал
На машине в обе стороны на человека с одной ночевкой:
- Бензин — 4000 рублей
- Обед в кафе на трассе — 1000 рублей
- Размещение на базе в палатке на ночь — 600 рублей
- Пешком на Конжаковское горное кольцо — 0 рублей
Итого: 5600 рублей
С трансфером в обе стороны на человека с одной ночевкой:
- Трансфер — 4000 рублей
- Обед в кафе на трассе — 1000 рублей
- Размещение на базе с питанием на ночь — 3000 рублей
- Заброска на Конжаковское горное кольцо — 1200 рублей
Итого: 9200 рублей
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
По моим личным ощущениям, ехать на Северный Урал нужно как минимум на три дня — с двумя ночевками. Возвращаться шесть часов по трассе, даже если ты не за рулем, после подъема тяжело. Что касается цены, то комфортный отдых в суровом климате не может стоить дешево. В любом случае побывать в Уральских горах стоит хотя бы раз в жизни. А влюбляться в них или нет — выбор каждого.
За организацию пресс-тура благодарим Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.