После «Убийц цветочной луны» фильмы о коренных американцах преодолели очередной психологический барьер. Если сто лет назад в вестернах Джона Форда апачи, чероки или ирокезы могли представлять исключительно силы зла, кровожадных дикарей, убийц, насильников и даже людоедов, то сейчас все с точностью наоборот. В XXI веке убивать индейцев — то же самое, что убивать детей, самое чудовищное злодеяние, которое только может совершить персонаж истории.
Майа Рамос по прозвищу Эхо (Алаква Кокс), поначалу опровергает этот тезис. Девочка теряет обоих родителей в раннем детстве и попадает в воспитанницы к суперзлодею Кингпину (Винсент Д’Онофрио). Она вырастает вдали от своих кровных родственников из племени чокто, внутри преступного сообщества, и становится киллерессой. По приказу босса убивает кого угодно и не особенно страдает от сантиментов и угрызений совести. До тех пор, пока не встречает Клинта Бартона по прозвищу Соколиный Глаз.
Бывший агент ЦРУ и разжалованный «мститель» не имеет к индейцам никакого отношения, но его кличка, заимствованная когда-то великим плагиатором Стэном Ли из знаменитого романа Фенимора Купера, сама по себе взывает к кипящей в жилах Майи Рамос туземной крови. Знакомство с Соколиным Глазом инициирует спящую под кожей нью-йоркской наемницы индейскую шаманку и разворачивает персонажа на 180 градусов. Теперь Майа больше не Беатрикс Киддо, а скорее принцесса Мононоке или Навсикая из Долины Ветров — хранительница древних традиций и защитница племени.
Чтоб было что хранить и защищать, само действие перенесли в аутентичные декорации — индейскую резервацию посреди штата Оклахома, знакомого любителям тех самых старых вестернов. И собрали там всех самых нативных голливудских индейцев последних лет: Грэма Грина и Танту Кардинал из «Танцующего с волками», Зана Маккларнона из «Фарго», Девери Джейкобс из «Псов резервации», Ческея Спенсера из «Сумерек» (да, там тоже были индейцы) и еще как минимум сотню американских аборигенов в массовку. Корпорация Marvel благодарит администрацию резервации штата Оклахома за помощь в проведении съемок.
Вся эта толпа краснокожих актеров изображает дружное этническое сообщество. Точно такое же, как пакистанская мусульманская диаспора из «Мисс Марвел», население китайского квартала из «Шан-Чи и легенда десяти колец», продвинутое негритянское комьюнити из «Черной пантеры» или организация космических беженцев скруллов из «Секретного вторжения». В фильмах мышиной корпорации все представители малых народов ведут себя одинаково — держатся тесной группой и всеми способами защищают семейные ценности.
Последние несколько лет ленивые марвеловские сценаристы просто заменяют одну этническую группу на другую. Придумывают им соответствующие «аутентичные» наряды. Прикручивают какие-нибудь древние легенды и поверья, удивительно похожие между собой. И вот перед нами уже как будто уникальная история о борьбе уникального этноса за свою уникальную уникальность.
Авторка истории Эхо Мэрион Дэйр пошла несколько дальше. По крайней мере, в том, что касается разработки персонажа. Майа Рамос не просто мастер восточных единоборств, как Шан-Чи, не просто представитель малой народности, как Камала Хан, не просто наследница древних племенных суперспособностей, как принц Т’Чалла. Чтобы сделать свою Эхо реально эксклюзивной, Мэрион отрубает ей ногу, оглушает и лишает речи. Ну, как в анекдоте, помните — разрешите представиться, мастер спорта по самбо, майор Чингачгук. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Какой цинизм.
Шоураннерка пытается использовать инклюзивные характеристики своей главной героини по назначению. Часть проблем и конфликтных ситуаций так или иначе связаны с Майиным протезом, а диалоги сами по себе представляют увлекательный квест из-за ее глухоты.
Но главный замес все же заимствуется из похожих историй про связь с тенями ушедших предков. На месте бабушки Камалы и отца Шан-Чи здесь древняя богиня индейцев чокто, которая вывела племя из пещер миллион лет назад или около того.
Впрочем, несмотря на поверхностность и вторичность, история Эхо способна увлечь не только преданных фанатов Marvel. Для любителей боевиков здесь очень достойно поставленные драки и перестрелки. А для ценителей индейской экзотики — пара проникновенных баллад на языке чокто, особенно та, что звучит во время финальных титров. Совершенно непонятно, о чем речь, но очень трогательно.
Бум супергеройского кино позади (если верить прессе и кассовым сборам). DC и Marvel скоро вернутся на свои прежние места в закрытые чаты сумасшедших гиков. Не факт, что для поклонников жанра и кино вообще это станет большой трагедией.
23-серийная «Сага бесконечности» была построена на постоянном росте актерского ансамбля, бюджета и масштаба истории. Создатели «Саги Мультивселенной» не придумали ничего другого, как продолжить экспансию в совсем уж геометрической прогрессии. Однако слишком большие цифры быстро утомили аудиторию. Массовый зритель оказался не в состоянии уследить за всеми перипетиями десятков историй и сотен персонажей и просто перестал смотреть.
Новый мини-сериал «Эхо» в каком-то смысле — лекарство от этой всеобщей супергеройской усталости. Он никак не связан с Мультивселенной и представляет собой самостоятельное (по большей части) шоу. Приземленный боевик, простой, увлекательный, веселый. И про индейцев. Возможно, это именно то, что Marvel стоит делать в непростое для когда-то величайшей кинокорпорации время.
Удачного просмотра.