Маркетологи комикс-издательств пытались заигрывать с женской аудиторией еще в начале прошлого века. Но без особенного успеха. Супергероини 1940-х — Чудо-женщина, Суперженщина, Женщина-кошка, Адская Кошка, Минерва, Девушка-ястреб, Звездный Сапфир, Охотница, Черная Канарейка и Капитан Марвел — по большей части остались в 1940-х.
В 2015 году в рейтинг величайших героев комиксов в истории от американского журнала Empire попала только Диана Принс. На 20-е место, после 19 супергероев-мужчин. Любопытно было бы взглянуть на этот рейтинг сегодня, в день выхода на экраны ультрафеминистского блокбастера от Marvel.
История начинается в Джерси, в доме шестнадцатилетней иммигрантки из Пакистана Камалы Хан (Иман Веллани) и ее многочисленных родственников. И выглядит довольно бодро, поскольку имитирует страницы скетчбука с нарисованными на них комиксами. С помощью панелей и баблов зрителям кратенько пересказывают сюжет прошлогоднего телешоу «Мисс Марвел». А потом телепортируют в космос.
Дело в том, что по неведомой причине между капитаншей Марвел (Бри Ларсон) и мисс Марвел образуется космическая связь. Ее можно было бы объяснить схожестью супергеройских титулов, если бы не третья участница «сцепки» Моника Рэмбо (Тейона Паррис). В 2019-м в первой части «Капитана Марвел» ее персонажа называли «Лейтенант Заноза». В том же году она играла небольшую роль в телешоу «Ванда/Вижн». И вот доросла до полноценной главной героини номерного эпизода.
Трех героинь замкнуло друг на друге. Стоит одной из них применить свои сверхспособности, как все трое мгновенно перемещаются в пространстве на миллионы световых лет и километров. Примерно так же колбасит Локи во втором сезоне одноименного сериала, но тут это выглядит еще безумнее. Пакистанская девочка рисует комиксы… а в следующую секунду оказывается на неизвестной планете в окружении синекожих инопланетян, желающих ее убить. Капитанша собирается отобрать артефакт чудовищной силы у суперзлодейки… и прошибает стену между кладовкой и детской комнатой Камалы Хан в Джерси.
Время от времени их рандомно меняют с Моникой, которая работает на космической станции у Ника Фьюри. Это позволяет задействовать в фильме Сэмюэла Л. Джексона. Но делать в кадре ему особенно нечего, кроме как изображать крайнее недоумение и время от времени звонить участницам новообразованного феминистского трио, требовать отчета и напоминать, кто тут босс. Примерно такой же функционал был у Чарли в «Ангелах Чарли».
С большим трудом Кэрол, Монике и Камале удается синхронизироваться и сконцентрировать усилия на одной цели. Природа их связи так и остается загадкой, однако дамы вычисляют виновницу ее возникновения.
Космическая суперзлодейка из народа Кри по имени Дар-Бенн завладела магическим артефактом в виде золотого браслета и теперь с его помощью рвет в клочья пространственно-временной континуум, чтобы выкачивать ресурсы из разных планет. Таким образом она хочет восстановить экосистему своей родной планеты Хало, которую Дэнверс разрушила в финале предыдущей серии, и отомстить самой Кэрол, ведь миры, которые Дар-Бенн уничтожает, дороги для Капитанши Марвел.
Путешествуя между фантастическими локациями, сестры-супергероини спасают от вымирания скруллов, водную планету, населенную племенем певцов и танцоров, а также Сэмюэла Л. Джексона и весь экипаж его космической станции. Последний эпизод особенно примечателен и по праву может считаться самой экстравагантной спасательной операцией в истории кино. Ведь ключевую роль в ее осуществлении играют котята.
Зигмунд Фрейд всю жизнь бился над решением загадки, чего же все-таки хотят женщины, но так и не смог ничего придумать. А сценаристки из Марвел Ниа Дакоста, Меган Макдоннелл и Элисса Карасик решили ее нажатием пары клавиш.
Женщины хотят путешествовать по экзотическим морским курортам, танцевать зажигательные болливудские танцы с кей-поп принцем Пак Соджуном (хотя если бы вместо него был Гарри Стайлз, можно было смело добавить пару нулей к сумме кассовых сборов) и обнимать пушистых космических котяток, параллельно спасая планету от экологического кризиса и помогая нелегальным мигрантам.
Впрочем, у всего есть обратная сторона. На уровне подтекста «Марвелы» выглядят даже более элгэбэтэшно, чем оригинальный «Капитан Марвел». Мужчин тут стало еще меньше, и все они выполняют исключительно декоративно-комические функции, а школьная влюбленность Камалы в Кэрол не кажется откровенно лесбийской только из-за ее возраста. Если бы Иман Веллани выглядела на свои 21, у мышиной корпорации возникли бы серьезные проблемы с позиционированием. В основной текст и визуальный ряд фильма эти намеки так и не проникли. «Марвелы» смотрятся весьма целомудренно даже на фоне остальных картин MCU.
То же касается критики внешней политики США, которую марвеловские сценаристы позволили себе в «Капитане Марвел». В сиквеле Кэрол Дэнверс и ее подруги только и делают, что спасают и созидают. Орошают пустыни, сажают цветочки и зажигают погасшие звезды. А еще постоянно плачут и просят прощения за ошибки и перегибы трехлетней давности.
Все это очень трогательно и впечатляюще. Если учитывать путь, который героини комиксов проделали за 80 с небольшим лет. От стриптизерш в золоченых бикини на последних страницах мужских журналов в сообщество фем-активисток, рыдающих крупным планом во всех самых гигантских залах IMAX по всему миру.
Но налицо и новый перегиб. Мальчикам-подросткам от 8 до 18 — якорной аудитории комиксов — тут совершенно не за что зацепиться. Им остается терпеть. И ждать «Дедпула-3». Как минимум до мая 2024-го. На него вся надежда.
Удачного просмотра.