Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как сделать из пинап-пародии феминистский манифест. Павел Матяж о фильме «Ангелы Чарли»

15 ноября 2019, 14:34
Как сделать из пинап-пародии феминистский манифест. Павел Матяж о фильме «Ангелы Чарли»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссерка Элизабет Бэнкс провела тщательную идеологическую ревизию и переделала культовую для некоторых трэш-комедию с учетом всех современных трендов. При горячей поддержке Кристен Стюарт.

С тех пор как миллионер под кодовым именем Чарли открыл частную секретную службу и взял на работу Билла Мюррея, Дрю Бэрримор, Люси Лью и Кэмерон Диас, прошло 20 лет. За это время маленькое агентство разрослось до размеров транснациональной корпорации с офисами по всей планете, и ангелов у них теперь на зарплате целый легион, не сосчитать.

Управляют амазонками все равно мужчины, также дистанционно и анонимно, прикрываясь шпионскими псевдонимами, но тем не менее. Хотя не исключено, что в следующих фильмах дамочки доберутся и до руля, если, конечно, зрители дадут им такой шанс. Амбиции у девочек есть, и довольно серьезные – первым делом они отправляют на пенсию Джона Босли. Он был менеджером группы шпионок и одновременно их связным – передавал им задания от невидимого босса. Его как раз играл Билл Мюррей. Но с ним создатели нового фильма договариваться не стали, все упоминания о нем стерты, фотографии отретушированы, а на пенсию вместо него отправляется Патрик Стюарт («Люди-Икс», «Стартрек»). Ему не привыкать.

Что случилось с остальными участницами квартета, не уточняется. Портреты Люси, Дрю и Кэмерон, довольно топорно вмонтированные в коллажи с омоложенным Патриком Стюартом, мелькают на экранах еще до вступительных титров. Это не отвечает на вопрос о дальнейшей судьбе ветеранок подразделения, но заставляет сомневаться в компетентности производственного цеха картины. На этом связь новых «Ангелов Чарли» с предшественниками прерывается, и в дальнейшем фильм не продолжает давние традиции, а скорее противостоит им.

Фильм «Ангелы Чарли» режиссера Макджи вышел в 2000 году, то есть уже после того, как Сара Коннор истребила всех терминаторов, а Элен Рипли – всех чужих. Мужчины к тому времени уже вполне смирились с тем, что агенты Кларисса Старлинг и Дана Скалли без них разбираются с маньяками и пришельцами, и с тем, что Деми Мур служит в спецподразделении их любимой морской пехоты. К 2000-му весь мир уже видел «Матрицу», где Тринити с большим успехом продемонстрировала, как хрупкая девушка может в одиночку разбросать две группы полицейского спецназа.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому первые «Ангелы Чарли» (на самом деле не первые, в семидесятые на американском ТВ был одноименный сериал, но его, кроме Тарантино, никто не смотрел) не стали революцией, да и вообще не были феминистскими, если только не копать совсем уж глубоко. Это была пинап-пародия на шпионские боевики, бондиану и невыполнимую миссию в первую очередь. Да, в главных ролях там были три сильные независимые голливудские актрисы в самом соку, но то, что они там делали, это по современным меркам сексизм и объективизация в квадрате, в кубе, десятой, сотой степени.

Фото: kinopoisk.ru

Не стоит тратить на это больше одного абзаца, все и так прекрасно помнят весь этот набор ролевых костюмов из секс-шопа, который девчонки последовательно примеряли на протяжении двух фильмов. Они то наряжались в немецких официанток, чтобы добыть образец сетчатки глаза, то облачались в латекс и вооружались плетками, чтобы отвлечь охрану, или внезапно начинали отжигать перед зеркалом в розовых трусах, просто так, для красоты. Короче, в «Ангелах-2000» творился полнейший идиотизм, трэш и угар и поэтому глупо обвинять сценариста в отсутствии у происходящего логики, или безумные диалоги, ну это же китч, расколбас и стебалово.

Фото: kinopoisk.ru

20 лет спустя, режиссерка и исполнительница одной из второстепенных ролей в новых «Ангелах Чарли» Элизабет Бэнкс (именно она подсидела пенсионера Джона Босли) проводит тщательную идеологическую ревизию с целью поставить этот шовинистский балаган на соответствующие современным трендам рельсы и превратить комедийный боевик в феминистский манифест.

На главные роли были приглашены британка Наоми Скотт (недавно она уже попыталась гнуть феминистическую линию в новом «Аладдине»), статная афроамериканка Элла Балинска (до этого момента она снималась только в короткометражках, но теперь ее ждет большое будущее) и главный калибр международного girlpower-движения Кристен Стюарт («Сумерки», «Персональный покупатель»), в этом фильме она впервые играет открытую лесбиянку и наравне с мужчинами кадрит коллег по работе и просто случайных попутчиц.

Правда, ни у нее, ни у кого-либо еще в фильме не выгорит. В новых «Ангелах Чарли» секса нет. С одной стороны, вроде бы понятно, ну какой может быть секс, когда вокруг феминистская революция и «Ангелы» в ней на острие атаки и в первых рядах. А с другой, объясните, для чего они все время переодеваются, красятся и на шпильках этих своих бегают по пересеченной местности?

В предыдущих фильмах соблазнение было главным оружием ангелов-шпионов – расслабленные или разгоряченные, но в итоге так или иначе обведенные вокруг пальца мужчины выдавали красавицам все военные тайны или доступ в секретные хранилища. В новых «Ангелах» есть всего один такой момент, и вялую попытку соблазнения ангелочек проваливает с треском. Ну то есть вроде все правильно делала, но потом так разъярилась от первобытного сексизма соблазняемого мужлана, что вместо томных вздохов и сальных взглядов как давай выкрикивать феминистские лозунги: Мы не вещи! Даешь равноправие! Дайте нам равные возможности, а мы уж сами решим, чего мы хотим с ними делать – шлакоблоки бензопилой пилить или в совете директоров «Газпрома» прибыли перераспределять! Ну и запорола, конечно, тем самым все спецзадание.

После такого оглушительного провала древнейшей девчачьей стратегии шпионкам оставалось вести себя как среднестатистический Том Круз: взлом и проникновение, разнообразная воздушная акробатика, ну, на крайняк старое доброе ультранасилие. Кстати говоря, если раньше по просьбе пацифистки Дрю Бэрримор все контакты ангелов с негодяями ограничивались рукопашной, то теперь девчата палят из всех стволов не раздумывая. Могли бы по такому случаю и кроссовки надеть. Ну ей-богу, девочки. Ладно, возможно, это какая-то женская тайна, а мужчинам не понять, и вообще мужикам тут не место.

Мужчин в новых «Ангелах» и правда немного. Ну в смысле, чисто статистически их хоть отбавляй, но только все они как один гангстеры, мошенники, негодяи и мерзкие дремучие шовинисты. Положительных персонажей-мальчиков трое: пожилой негр, которого одна из ангелиц почитает как отца (Джимон Хонсу «Кровавый алмаз», «Гладиатор», «Стражи галактики»), тщедушный ученый-ботаник с кляпом во рту, которого девочки перманентно спасают, эдакий мужчина-в-беде (Ной Сентинео «Идеальное свидание», «Всем парням, которых я любила раньше») и обслуживающий ангелов по долгу службы йог, массажист, консультант по питанию, психолог, стилист и бог знает кто еще по кличке Святой (Луис Херардо Мендес «Рай», «Идальго», «Женись, если сможешь»).

Фото: kinopoisk.ru

Функционально он как Манипенни у Бонда – ни в любви, ни на войне не помощник, но вот в коротких перерывах поможет подобрать гардероб и прическу, посоветует, чего бы такого съесть, чтобы похудеть, а потом еще по душам поговорит и карму почистит. И правда Святой.

Сюжетно и бондиана, и все прочие шпионские саги, включая последние части «Джона Уика», у «Ангелов Чарли» в референсах, но чего-то революционного в жанре экшен тут не происходит. Рио-де-Жанейро, Стамбул, Берлин, красивые автомобили, стрельба, погони, драки и даже одна сцена с участием живой лошади. Боевик получился довольно вымученным еще и потому, что в фильме отсутствует по-настоящему интересный и харизматичный злодей. Серьезные конкуренты дамам тут не нужны, это феминистский манифест, а не мачистский.

С комедией тоже вышло не очень. По той же самой причине, ну манифест же, какие шутки. Кроме всего прочего, из Кристен Стюарт комедиант неважнецкий, так же как из Эллы Балински. Самая смешная из них – Наоми Скотт, но у нее не слишком много возможностей блеснуть этим талантом. Может быть, в следующих сериях что-то ей удастся. На сегодняшний день все-таки главная звезда «Ангелов Чарли» – Кристина.

Возможно, из-за нее все так и вышло. С такой одиозной феминистской персоной, как Стюарт на афишах, режиссерке Элизабет Бэнкс можно было уже ничего не делать. Просто плыть по течению, ну манифест, так манифест.

С другой стороны, ну Тарантино же уже снимал свою версию «Ангелов Чарли». «Убить Билла» – тоже история про состоящий из женщин шпионский отряд и тоже там в итоге торжествует феминизм и girl power. Но насколько противоположные это фильмы. Их будто на разных планетах снимали.