Буквально неделю назад сценаристы третьего сезона «Пацанов» издевались над лицемерностью мнимой расовой и гендерной толерантности продюсеров голливудской супергероики. Они там тоже попытались ввести в проект мусульманскую супергероиню. В шутку, конечно, в рамках тотального постмодернистского стебалова. Но не успел третий сезон «Пацанов» подойти к концу, как продюсер Кевин Файги и его многочисленные коллеги из «Марвел» на полном серьезе выпустили на малые экраны Камалу Хан — шестнадцатилетнюю американку пакистанского происхождения и мусульманку из Джерси.
Такая осведомленность автора «Пацанов» Гарта Энниса о планах идеологического противника объясняется довольно просто. Так же как авторка «Мисс Марвел» Сана Аманат, он много лет работал в «Марвел» сценаристом.
Впрочем, явление Камалы Хан было анонсировано довольно давно. Комикс с ее участием появился еще в 2014-м, а год спустя мисс Аманат даже получила за «Мисс Марвел» премию Хьюго (ежегодная литературная премия, присуждаемая лучшим научно-фантастическим произведениям). Так что возникновение Камалы на телеэкранах было лишь вопросом времени.
Ее создательница — американка пакистанского происхождения Сана Аманат — представитель нового поколения сценаристов «Марвел». До того как придумать Камалу Хан, она работала над историями про Человека-паука, капитаншу Марвел и много чем еще. Однако Камала для Саны — особенный персонаж. Это во многом автопортрет, сценаристка писала будущую супергероиню с самой себя.
Обе девочки родились и выросли в Джерси в семье эмигрантов из Пакистана. Обе ходили в обычную американскую школу по соседству и страдали от кризиса идентичности. Сана — как наследница и последователь легендарных сценаристов и художников «Марвел» Стэна Ли, Стива Дитко, Джека Кирби и прочих, а Камала — как поклонница комиксов, фанатка Человека-паука, Тони Старка, Кэрол Дэнверс и четвертая инкарнация мисс Марвел.
Новая мисс Марвел родилась в Америке через несколько лет после 11 сентября и живет с папой и мамой в каноническом американском двухэтажном коттедже. Ее родители пытаются ассимилироваться, влиться в ряды добропорядочных янки и поэтому стараются не акцентировать свою национальную и религиозную идентичность. Их сын, старший брат Камалы, наоборот, отрастил длинную черную бороду и при каждом удобном случае вспоминает про величие Аллаха.
Камале по возрасту положено быть в конфронтации со старшими, так что она лавирует между этими позициями и ищет какой-то третий путь. С одной стороны, она фанатеет от американской феминистической супергероики и готовит свой костюм на грядущий конкурс косплея, с другой, тащится от всяких этнических девайсов, которые присылает ее любимая пакистанская бабушка.
Очередная посылка из Пакистана и становится причиной всех дальнейших супергероических событий. Безобидная на вид бабушкина безделушка оказывается древним магическим артефактом, который наделяет Камалу способностями слышать голоса, видеть галлюцинации, а еще трансформировать свое тело.
Тут кинонарратив вступает в небольшое противоречие с оригинальным комиксом. Вероятно, оттого, что сама Сана не участвовала в написании сценария сериала. А в судьбе Камалы Хан появилась еще одна освобожденная женщина Востока. Шоураннеркой и авторкой сценария шоу стала Биша К. Али. Биша — тоже пакистанка по крови, но только родилась и выросла она не в Джерси, а предместьях Лондона. Это была ее идея — подарить своей героине более тесную связь с пакистанскими предками и древней историей.
История ее персонажа действительно очень интересна, но не событиями, которые происходили на Древнем Востоке, а тектоническим сдвигом, который она произвела в американской индустрии комиксов.
Изначально мисс Марвел называли Кэрол Дэнверс, летчицу американских ВВС – в марте 1968 ее придумал сценарист студии Марвел Рой Томас как женский вариант Капитана Марвел. Собственно, эта приставка «мисс» нужна была для более четкой гендерной идентификации нового персонажа. До шестидесятых большая часть марвеловских героев были мужчинами. Мисс Марвел стала одной из первых героинь, которая получила собственную серию. Через какое-то время капитан оставил свою верную Кэрол и затерялся в супергероических баталиях, а она унаследовала его воинское звание, часть личности и суперспособностей. Технически ее можно было уже тогда переименовать, но она хранила память о своем спутнике жизни до нового тысячлетия и взяла на себя мантию Капитана Марвела только в июле 2012 года в выпуске Avenging Spider-Man № 9. А окончательно застолбила за собой капитанское звание вообще в 2019-м, после выхода фильма «Капитан Марвел» с Бри Ларсон в главной роли.
Хотя внешне между ними было мало общего. Гиперсексуализированный персонаж мисс Марвел неизменно попадал в лидеры рейтингов самых знойных женщин в комиксах. Сейчас такое уже сложно представить, но в шестидесятые и семидесятые образ Кэрол Дэнверс вообще не предполагал юбок или штанов, так что красавица из ВВС вечно щеголяла в каких-то спортивных купальниках, стрингах и ночнушках.
Второй мисс Марвел была Шэрон Вентура, созданная Майком Карлином и Роном Уилсоном в сентябре 1985-го, также известна как Женщина-существо (не спрашивайте). Выглядела Шэрон еще более стриптизерски. Кроме того, в сравнении с военной летчицей Дэнверс, она заметно поглупела. Шэрон была задумана мутантом и в основном полагалась на физиологию, грубую силу. Вероятно, реализовывала запрос на сильных женщин, которые появились в восьмидесятые в кино, — Сару Коннор и Эллен Рипли.
А вот третья мисс Марвел — Карла Софен — вне супергеройской жизни была доктором медицины, человеком интеллектуального труда. Хотя, штанов ей тоже так и не выдали. К тому же она была скорее суперзлодейка. Но так или иначе являлась главной героиней серии «Ms. Marvel» до 2013 года. Пока мисс Аманат и ее соавторы не решили передать титул мисс Марвел супергероине совершенно новой формации.
В этот момент произошел слом традиции и разрыв шаблона. Дело не в том, что новая мисс Марвел получила право носить повседневную одежду, а не только латексные стринги и комбинезоны. Не в ее мусульманстве — вряд ли они там на полном серьезе собираются разбирать религиозные тексты или танцевать в мечети, — скорее всего, все ограничится формальной презентацией — трепещите, проклятые безбожники, у нас тут супергероиня-мусульманка. И даже не в том, что она — супергерой-ребенок. А в том, что Камала Хан — новообращенная, член фан-клуба, адепт кинематографической вселенной «Марвел», фанатка, поклонница комиксов и супергероиня в одном лице. Перед нами супергерой-наследник, представитель следующего поколения.
После окончания третьей фазы MCU, гибели и ухода на покой ряда супергероев, продюсеры и сценаристы «Марвел» начали разрабатывать планы передачи власти, полномочий, суперсил новым героям. Тони Старк мертв, Стиву Роджерсу уже больше ста лет, остальные тоже не вечны, актеры стареют, а договоренности меняются. Уже изменились.
Сэм «Сокол» Уилсон примеряет на себя костюм Капитана Америки и упражняется со щитом. Паучок четыре фильма подряд играет роль падавана у Тони Старка и даже вынужден взять на себя борьбу с его бывшими коллегами. Локи демонстрирует всем, что прекрасно справляется с межгалактическими проблемами один, без сводного брата. На очереди Халк и капитанша Марвел. С Кэрол Дэнверс, правда, есть проблема — ее персонаж почти всесилен и, вероятно, вообще бессмертен, фактически замена в ближайшие годы ей не нужна. Но она же вечно на другом конце галактики. Так что, вероятно, для решения каких-то локальных проблем (например, в Пакистане) можно использовать гранатомет поменьше.
Своей нарочитой подростковостью, пубертатностью, всеми этими юношескими прыщами и сопутствующими проблемами Камала Хан очень напоминает Человека-паука от Тома Холланда. Вряд ли в обозримом будущем у Камалы есть шанс решить эти проблемы — она же девочка из мусульманской семьи. Однако ее многочисленные восточные кураторки не предлагают обратиться к мудрости предков или еще каким-то уникальным пакистанским практикам. Выход у нее тот же, человеко-паучий — чтобы избежать перманентной фрустрации, подростку придется совершать подвиги и причинять добро направо и налево.
На самом деле корпорация «Марвел» не раздвигает горизонты, не открывает новые рынки и возможности, как декларирует (у пакистанских пользователей нет возможности смотреть Disney+, так что у них сериал показывают в кинотеатрах по всей стране), а пытается закамуфлировать танцами живота кризис идей. Вместо истории про некую уникальную восточную идентичность они предлагают зрителям халяльного Человека-паука, переодетого в хиджаб и поменявшего пол.
Удачного просмотра.