Британский киноактер Джерард Батлер начинал как спарринг-партнер Анджелины Джоли в «Ларе Крофт-2», но позже значительно упрочил свое положение благодаря роли в гайричиевском «Рок-н-рольщике». Однако сегодня он ведет себя по отношению к старому другу и коллеге совсем не по-джентльменски. И это при том, что Джерард с Гаем на обложенном запретами и санкциями российском кинорынке чуть ли не последние англосаксы. Кроме них – только Брюс Уиллис и Лиам Нисон.
Главную роль в фильме, который спродюсировал Батлер, могли бы сыграть оба звездных голливудских ветерана, но исполняет ее, понятное дело, сам Джерард. Его персонажа зовут Томас Харрис, и он британский суперагент на Ближнем Востоке. Когда-то Том работал на Ми-6, но в последние годы все больше халтурит на ЦРУ. В экспозиции «Беглеца» он с партнером успешно выполняет заказ из Пентагона и устраивает на сверхсекретном иранском ядерном объекте что-то вроде Чернобыля.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Британцы сработали чисто, но американцы их зачем-то сдали. И теперь бедняга Томми на пару с афганским переводчиком должны преодолеть 600 километров пересеченной местности, чтобы попасть в Кандагар и сесть там на самый последний самолет, который унесет их из этого средневекового ада в западную цивилизацию.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Поймать британского агента хотят не только иранцы из корпуса Стражей или местные талибы*. На территории нового Афганистана действует множество враждующих группировок: боевики Исламского государства*, остатки Аль-Каиды*, какой-то афганский спецназ, пакистанская разведка, таджикские наемники и один аллах знает, кто еще. Все они готовы рискнуть, чтобы продать потом голову британского коммандера тем, кто больше заплатит.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Это описание вполне подошло бы для синопсиса очередной части бондианы или нового «Джона Уика». Если бы не переводчик. После 11 сентября карьера иранского актера Навида Негабана резко пошла в гору. За 20 лет войн на Ближнем Востоке он сыграл практически в каждом фильме или сериале, снятом по этому поводу. От «Войны Чарли Уилсона» 2007 года (там он тоже играл переводчика) до новейшего израильского телешоу «Тегеран». Несчастный афганский лингвист, оказавшийся в центре разборки спецслужб, которого в очередной раз сыграл Негабан, делает «Беглеца» клоном «Переводчика» Гая Ричи.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, как и в любом шпионском триллере, не все так однозначно. Во-первых, «Беглец» – не «Беглец», так же как «Переводчик» – не «Переводчик». В оригинале фильм Батлера называется Kandahar, в смысле «Кандагар», а фильм Ричи – The Covenant, в смысле «Завет».
Кроме того, «Кандагар» сняли почти на год раньше, чем «Завет», Батлер завершил работу над своим фильмом в январе 2022-го, а Ричи только начал съемки в феврале того же года. Ну и, в-третьих, все эти талибы, иранцы, американские военные чиновники перед гигантскими мониторами со спутниковой съемкой – все это подходящая фактура для Джерарда Батлера, с давних пор поставившего производство военных фильмов с самим собой в главной роли на поток. А Ричи большую часть своих фильмов снимал, не выезжая из южных пригородов Лондона. На Ближнем Востоке он новичок, если, конечно, не считать «Аладдина», которого Гай сделал по заказу Disney в 2019-м.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
«Кандагар» был снят по сценарию офицера военной разведки в отставке Митчелла Лафорчуна, который работал в Афганистане в годы американской оккупации. Проваленная миссия и трудный путь раскрытого агента по раскаленной пустыне к заброшенной базе ЦРУ – часть его собственных воспоминаний.
Ричи же, по обыкновению, написал сценарий для своего фильма самостоятельно. Он же Гай Ричи, великий британский auteur, яркий представитель авторского кинематографа, всегда (ну или почти всегда) создающий свои шедевры собственноручно от сценария до самых последних монтажных правок.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако количество пересечений с автобиографией Лафорчуна так велико, что «Завет» можно считать фанфиком «Кандагара». Да и вне сюжета двух этих фильмов совпадений хватает – как минимум трое ведущих актера «Кандагара» играли раньше у Ричи в разных проектах, а главного героя предыдущего фильма Гая «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» зовут не иначе как Форчун.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Искусство побеждать, оказывается, заключалось в том, чтобы выпустить свой фильм на экраны раньше фильма Батлера. Чтобы именно «Кандагар» называли клоном «Завета», а не наоборот. Так, собственно, и вышло. В США и большинстве европейских стран The Covenant прошел еще в апреле, а Kandahar стартовал только сейчас, и сегодня его яростно минусуют на профильных ресурсах именно за то, как сильно он напоминает ричиевского «Переводчика».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Российские же прокатчики как будто хотят восстановить справедливость. Или не хотят, может быть, но в какой-то степени восстанавливают. «Переводчик» должен был выйти в России 18 мая, но его придержали, чтобы не портить малину «Вызову». Потом перенесли еще раз из-за «Хитровки» или еще чего-то в этом роде.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Выйдет он в итоге 2 июня, через неделю после своего «клона». А российские зрители, в отличие от всех остальных, смогут посмотреть два этих фильма в правильной последовательности. И самостоятельно решить, кто у кого чего украл, кто тут «Беглец», кто «Переводчик» и в чем конкретно заключается «Завет» этот самый.
Удачного просмотра.
* - террористические организации, запрещенные на территории России