Фото: компании-прокатчика, скрины 66.RU |
---|
…Нулевые-десятые. Войска США спецоперируют в Афгане против будущих участников «Петербургского международного экономического форума 2022». В какой-то момент все идет жестко не так, и прикрепленный к отряду переводчик вынужден натурально на своих плечах тащить из-под обстрелов раненого командира — 120 километров по вражеской земле, где под каждым кустом тебя поджидает запрещенный в РФ и признанный террористом талиб.
Старается и превозмогает переводчик не просто так: толмачам из числа местных за помощь кяфирам обещана особая виза с последующей релокацией в США — тут можно и превозмочь. Дальше будет несколько мощных сюжетных поворотов из цикла «Родина всегда предаст тебя, сынок» и ряд не менее мощных экшен-сцен. А все вместе сложится в один из лучших фильмов в биографии британского художника (и 2023 года в принципе).
Громко стартовав с авторских камерных работ, Гай Ричи впоследствии неоднократно менял вектор. Он баловался с фэнтези («Меч короля Артура»), постмодернистски переосмыслял жанр детектива (две части «Шерлока Холмса»), играл в большой студийный Голливуд («Аладдин»), чтобы вернуться к авторским камерным работам («Джентльмены»).
Дальше понятие авторских камерных работ Ричи решил немножечко расширить и пошел палить из всех орудий во всех направлениях: попробовал себя в криминальной драме «Гнев человеческий» (плохо), снял недошпионскую как бы комедию «Операция «Фортуна» (очень плохо) и практически вслед выдал «Завет». И на этот раз в своем неуемном бесконечном поиске Гай Ричи, кажется, нашелся и попал в точку.
Фото: компании-прокатчика, скрины 66.RU |
---|
Covenant — кино про войну, но не ту, где красиво и со спецэффектами. Война в фильме Ричи сужена до максимально личностного уровня: не масштабное геополитическое событие, а жизнь и судьба двух профессионалов. Здесь мало непосредственно стрельбы и спецопераций, но очень много человеческих эмоций и чувств, за которые попеременно отвечают вояка Джон и переводчик Ахмед. Нарочито расхожие (как Фриц и Иван) имена по-своему символичны: на месте наших героев мог оказаться совершенно любой Джон и совершенно любой Ахмед, это война, она война для всех Ахмедов и Джонов, любой мог бы быть тут, но не повезло вот этим двум, хоть это и абсолютно рандомная вещь.
Добрую треть фильма на себе (неуместный каламбур) тащит именно Ахмед в блестящем исполнении Дара Салима. За два часа экранного времени он дает больше драматургии, чем Джейсон Стейтем в последних двух фильмах Ричи вместе взятых. Смурной, подозрительный, многослойный — он не сразу втирается в доверие к командиру (и зрителю). Но когда вотрется — за каждым пройденным метром пути, за каждым выстраданным подъемом наблюдаешь, сгрызая ногти до основания.
Фото: компании-прокатчика, скрины 66.RU |
---|
Фильм вообще напряженный и нервный: в нем минималистичное растянутое действие, экономные на слова диалоги — потому что в 40-градусной жаре особо не побегаешь, да и болтать надо в другом месте, а не в окружении врага. Эта скупая (как будто) режиссура и операторская работа прекрасно сказываются на реализме подачи и в конечном счете — на зрительском восприятии: в картину войны Ричи веришь безоговорочно. Не бравада и плакаты, а короткие диалоги с бьющими наотмашь короткими и резкими фразами. Не торжество и марши, а джеколондоновское преодоление с последним глотком воды во фляге. Преодолеет ли герой — не понимаешь до последних минут фильма: все настолько нерадостно и так не по-голливудски, что неясно — прилетят ли орлы?
При всей мрачности и нетипичности где-то глубоко внутри «Завет» — это стопроцентный фильм Гая Ричи с его разнообразными крепкими мужскими образами, саркастичными диалогами и неповторимым авторским подходом к длинным планам ли, к монтажным ли решениям. Но если «Джентльмены» были скорее возвратом к «Гаю Ричи ver. 1.0», то «Завет» — поворотная точка к «Гаю Ричи ver. 2.0»: лондонский хулиган и задира вырос в состоявшегося и закаленного мужчину, который умеет говорить на сложные темы. При этом не забывая хулиганских корней: завет того же «Завета» можно свести к простому и понятному «Пацан сказал — пацан сделал».
Фото: компании-прокатчика, скрины 66.RU |
---|