Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Король умер, да здравствует матриархат! Павел Матяж – о фильме «Черная пантера: Ваканда навеки»

18 ноября 2022, 13:21
Король умер, да здравствует матриархат! Павел Матяж – о фильме «Черная пантера: Ваканда навеки»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В самых отчаянных российских кинотеатрах на нелегальных сеансах можно посмотреть заключительный фильм четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel. Спасибо пиратам.

Во вселенной Marvel редко происходит что-то неожиданное. Сюрпризы заканчиваются сразу после формулировки идеи. Очень смелыми считались концепты молодежной драмы про супергероиню-мусульманку, комедии про Тора или сама мысль о том, что женщина — Халк. Но после того как все эти смелые мысли попадают в корпоративные сценаристские цеха, абсолютно любой, самый безумный персонаж встает на проверенные студийные рельсы. А с них, как известно, ни шага вправо, ни шага влево.

Сюжет строится на переплетении клише из предыдущих блокбастеров Marvel и настолько предсказуем, что, вполне возможно, действительно генерируется нейросетью. Вся эта конструкция едет без постороннего усилия сама по себе, и по большому счету неважно, есть ли у фильма или сериала режиссер. При этом получившаяся продукция раз за разом становится суперпопулярной и бьет кассовые рекорды. Похоже, продюсеры Disney и Marvel нашли универсальную формулу и не собираются от нее отступать. Чтобы повредить этот мегамеханизм и заставить его свернуть в какие-нибудь неведомые дебри, нужен реальный форс-мажор, некое экстраординарное событие.

Фото: imdb.com

И оно произошло. Американский актер Чедвик Боузман, исполнитель роли короля Т’Чаллы и супергероя Черной пантеры, скончался. Не то чтобы скоропостижно и неожиданно — Боузман боролся с раком несколько лет, особенно не скрываясь от публики, — однако для киновселенной Marvel эта смерть стала-таки неприятным сюрпризом, ведь персонаж бедного Чедвика, король Т’Чалла, в конце предыдущего фильма победил всех врагов, был живехонек, потому просто обязан был появиться в сиквеле. Но уже не появится. Что же делать?

Фото: imdb.com

Можно просто заменить актера. Студия Marvel уже не раз проделывала такое и в менее ультимативных обстоятельствах. Халка раньше играл Эдвард Нортон, а Воителя — Терренс Ховард, оба они прекрасно себя чувствуют и могли бы перевоплощаться в своих персонажей дальше, если бы договорились с мышиной корпорацией. Отца Тони Старка Говарда в разных фильмах и фазах MCU играли три разных актера, и это не вызвало никаких зрительских бунтов и бойкотов. А менее важных для истории персон меняют довольно регулярно, практически никто этого не замечает.

Фото: dtf.ru

Есть и более экзотический вариант — CGI-некромантия. В конце концов, мы в XXI веке. В наше время в исключительных обстоятельствах или даже без них, актеров, а точнее их персонажей, можно воскресить из мертвых. Во вселенной «Звездных войн» оживляли принцессу Лею и губернатора Таркина. В «Форсажах» после смерти играл Пол Уокер, в «Голодных играх» — Филип Сеймур Хоффман. В 2013-м много шума наделала цифровая инкарнация молодой Одри Хепберн, сделанная для рекламного ролика шоколада. Смерть — это уже не конец. Технически король Т’Чалла мог бы править Вакандой и в сиквеле.

Фото: popcornnews.ru

Студия пошла на беспрецедентный для развлекательного жанра риск — король умирает и на экране (строго говоря, за кадром, от некой неизвестной смертельной болезни). «Черная пантера: Ваканда навеки» начинается с похорон, как какой-нибудь «Бэтмен». Но волноваться не стоит — в эстетике африканского футуризма, которая приятно удивила оскаровских академиков в 2019-м, даже похороны проходят довольно мажорно и на позитиве. Король умер, так да здравствует актуальная повестка и да установится же в Ваканде матриархат!

Фото: imdb.com

Сильных женщин в африканской сверхдержаве и в первом фильме было предостаточно. Они уже тогда выполняли важные государственные функции: одна рулила вакандской наукой, вторая армией, третья спецслужбами. В новом фильме девчонки вернулись к исполнению своих обязанностей, а место на троне заняла королева-мать Рамонда.

Фото: imdb.com

Впрочем, несмотря на несколько открыто доминирующих черных воительниц во главе королевства, «Черную пантеру-2» нельзя назвать феминистским фильмом. Феминистические идеи сложно визуализировать без образа врага, которым обычно является патриархат. Как же быть, когда все мужчины умерли и уже не могут претендовать на лидерские функции, угнетать женщин, лишать их каких-либо прав и указывать им на их место? В чем тогда будет конфликт?

Фото: imdb.com

Сценаристы используют в качестве такого базового конфликта смерть короля. В результате гибели Черной пантеры государство осталось без защитника, и теперь западные державы (сначала почему-то Франция, а за ней следом и США) официально поднимают на заседании ООН вопрос о справедливом разделении вибраниума между всеми заинтересованными членами мирового сообщества, а неофициально засылают в Ваканду вооруженных наемников, чтобы выкрасть побольше ценного металла.

Фото: imdb.com

Вакандские воительницы дают американским «котикам» мощный отпор, заставляя их искать альтернативные источники вибраниума. И уже в следующей сцене исследовательское судно обнаруживает в океанских глубинах богатые залежи. Но, к сожалению, не только их. Оказывается, что там, на глубине многих километров, уже много столетий тайно от всех процветает, используя чудесные свойства инопланетного металла, еще одна высокотехнологичная сверхдержава. Только на этот раз не негритянская, а индейская. Под названием Талокан.

Фото: imdb.com

Индейцы из пламени майя в XVI веке не умерли от пуль конкистадоров и эпидемий, а обратились к своему верховному божеству Кукулькану. Тот превратил их в нечто среднее между на’ви и атлантами. Индейцы майя посинели и получили возможность дышать под водой, переживать декомпрессию и все прочие неприятные моменты жизни на глубине. Чтобы в буквальном смысле залечь на дно и скрыться там от преследования зловещих испанцев. И пятьсот лет строили подводные города, развивались в полной изоляции. Теперь же они готовы выйти на поверхность, чтобы преподать урок всем бледнолицым. На их стороне — прорывные технологии, а также сам верховный бог — плавающий и летающий супергерой, способный в одиночку разбросать целое воинское подразделение, как какой-нибудь Халк.

Фото: imdb.com

В теории, в этот момент чернокожие и синекожие, вакандские негры и подводные индейцы могли бы объединиться против западных колонизаторов. Они так похожи, что их союз кажется неизбежным. И те и другие переживали угнетение белых, и те и другие вынуждены были развиваться изолированно и тайно, скрываясь от чужих глаз. Кукулькан и вакандская принцесса Шири вместе осуждают эксплуатацию африканских и американских государств и вроде бы готовы выступить единым фронтом против коллективного Запада. Но без особых на то причин сцепляются между собой на радость Пентагону. И ладно бы этот самый Пентагон присутствовал в фильме и некая зловещая сила реально бы сталкивала вакандцев и майя. Но ничего подобного, единственный «белый колонизатор» — Мартин Фримен — занимается в фильме чем угодно, только не провокацией конфликта Ваканды и Талокана.

Фото: imdb.com

Таким образом вторая «Черная пантера» продолжает вести политику изоляционизма от всего нового и необычного. И даже смерть Чедвика Боузмана не смогла это изменить. Интересный идеологический конфликт с США и странами Запада, возможность расквитаться с угнетателями за столетия рабства и апартеида сценаристы заменяют на очередное столкновение супергероя со своим зеркальным отражением. Ваканда против подводной Ваканды. Чей же вибраниум окажется сильнее — вот в чем главный вопрос.

Фото: imdb.com

Универсальная формула Marvel продолжает работать. И пока это так, Ваканда обречена существовать вечно. Пережевывать один и тот же набор клише, бесконечно воевать сама с собой. «Черная пантера-2» — не худший проект студии (вспомните «Вечных»). Он динамичный и качественно сделан. Но очень разочаровывает именно то, что многообещающая идея, интересный базовый конфликт в сотый раз оказываются не реализованы.

Удачного просмотра.