Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Острая фаза кризиса завершилась»: обнадеживающая колонка брокера о влиянии пандемии на мировую экономику

Мировой экономике предстоит пережить несколько месяцев неопределенности из-за пандемии коронавируса, но денег должно хватить, чтобы рынки почувствовали себя защищенными, считает директор филиала «Открытие Брокер» в Екатеринбурге. В своей колонке он объяснил, почему рубль сохранит свою привлекательность и почему опасения по поводу продовольственного дефицита беспочвенны.

Экономики ведущих стран привыкли жить в предсказуемых условиях постоянной подпитки деньгами регуляторов. Как только появилась проблема коронавируса, все накопленные противоречия резко обострились, а бизнес-планы нарушились. Оказалось, что выстроенной системы стимулов может оказаться недостаточно, чтобы поддерживать финансовую систему в относительном равновесии. Рынки начали обвально снижаться, а недоверие друг к другу привело к дефициту ликвидности в системах доллара и евро.

«Острая фаза кризиса завершилась»: обнадеживающая колонка брокера о влиянии пандемии на мировую экономику
Фото: 66.RU

Игорь Горбунов, директор филиала «Открытие Брокер» в Екатеринбурге

Естественно, что от этого пострадали все рискованные активы, да и рынки Европы и США не смогли удержаться на своих высоких уровнях. Запахло возвращением кризиса 2008-2009 годов, когда разорились такие инвестиционные дома, как Bear Stearns и Lehman Brothers. Развал соглашения OPEC+ только добавил огня, стимулируя еще более активное падение активов. Однако наученные предыдущим опытом финансовые регуляторы и правительства не стали дремать, а бросились на защиту экономики со всеми доступными инструментами.

Ставка ФРС вновь вернулась к значению 0,00%-0,25%, ставка Банка Англии снижена до 0,1%, ставка Банка Австралии — до 0,25%. Список этот можно продолжать долго, но вывод только один — в мире почти не осталось центральных банков с нейтральной или положительной ставкой. Иными словами, кредиты стали дешевле инфляции. Кроме того, для борьбы с дефицитом ликвидности ФРС запустила программу количественного смягчения на $500 млрд для казначейских обязательств и $200 млрд для ипотечных облигаций. Запущена программа на $1 трлн для покупки краткосрочного коммерческого долга, а также программа поддержки фондов денежного рынка. ЕЦБ выделяет 750 млрд евро на покупку активов для стабилизации рынков.

Банк Англии увеличил свою программу количественного смягчения на 200 млрд фунтов стерлингов. Конечно, коронавирус деньгами не лечится, но накачка финансовых систем ликвидностью должна успокоить ситуацию и вернуть аппетиты к риску.

На текущий момент мы можем говорить о том, что острая фаза финансового кризиса, вызванная распространением коронавируса и мерами борьбы с ним, завершилась. Конечно, мировой экономике еще предстоит пережить несколько месяцев неопределенности, но денег должно хватить, чтобы рынки почувствовали себя защищенными.

Пока меры не были приняты, российский рубль испытал массу неприятных эмоций. Курс слабел до 81,97 за доллар и 89,6 за евро. Нефть Brent падала до $24,5 за баррель, или значений начала 2000-х годов. Все это происходило на фоне масштабного бегства капитала из-за дефицита ликвидности в системах доллара и евро. Однако действия регуляторов и правительств, которые также вносят свою лепту в виде увеличения расходов по стимулированию экономики, условия для рискованных активов существенно изменились.

На рынке нефти также наметились позитивные сдвиги. Руководители компаний добычи сланцевой нефти в Техасе выступили с предложением ограничения добычи. Именно этого добивались Саудовская Аравия и Россия, когда начинали ценовую войну. Соответственно, если производство в США снизится, то у OPEC+ появится весомый повод вернуться к выполнению прежнего соглашения сокращения добычи для стабилизации нефтяных цен. Нефть по $20–$25 никому не выгодна, но терпение традиционных поставщиков в отношении нефтяных «зомби» сланцевой индустрии подошло к концу. Конечно, восстановление котировок может быть долгим, но возвращение к достаточно комфортным уровням около $40–$50 за баррель способно произойти довольно быстро.

Естественно, что рубль в условиях масштабных стимулов ведущих центральных банков и восстановления котировок нефти также стабилизируется и начнет укрепляться. Разница в ставках такова, что рубль вновь возвращает себе статус одной из самых высокодоходных валют в мире. В результате действий ФРС отрицательная доходность доллара (ставка минус инфляция) резко возросла. Между тем рубль сохраняет свою положительную доходность, которая вновь становится актуальной в рамках стратегии Carry trade, когда инвесторы получают финансирование по почти нулевым ставкам и вкладываются в активы с высокими ставками. Данная стратегия уже делала рубль чемпионом по укреплению в 2016-2017 и 2019 годах. Вряд ли российский Центробанк будет агрессивно смягчать свою политику в сложившихся условиях. Поэтому рубль сохранит привлекательность в обозримом будущем.

Во время острой фазы кризиса многих беспокоил вопрос сохранения своих сбережений. Как и прежде, оказалось, что покупать валюту в условиях паники является плохим решением. Впрочем, многие нашли выход из ситуации. Вместе с рублем ослаб и российский рынок акций. Как известно, акции — это не только дивиденды, но и возможность будущей валютной переоценки. Поэтому мы столкнулись с тем, что в рамках текущего падения многие принимали решение о конвертации своих валютных сбережений в рубли с последующей покупкой подешевевших акций. Естественно, что масштабные программы количественного стимулирования в Европе и США не предполагают укрепление доллара и евро.

Снижение ставки ФРС также ликвидирует доходность по вкладам в долларах, хотя она и была весьма скромной. По сути, для сбережения своих накоплений требуются не депозиты в банках, а более активная стратегия размещения капитала. Мы называем такую ситуацию «принуждение к инвестированию». Вновь деньги в евро и долларах ничего не стоят, поэтому капиталы будут искать активы, способные принести прибыль, а российские акции даже до коронавирусного кризиса были одними из самых высокодоходных в мире.

Мы еще далеки от решения проблемы COVID-19, но уже вполне очевидно, что борьба с ним ведется по всем фронтам, даже на уровне розничной торговли. Панические покупки крупы и туалетной бумаги заставили торговые сети существенно нарастить свои запасы, чтобы не спровоцировать дефицит. И, похоже, им удалось удержать ситуацию под контролем. Конечно, у российского народа в генетическую память зашиты рефлексы немедленного пополнения продовольственных запасов при первых признаках кризиса, но, похоже, отечественная экономика получила определенный запас прочности за последние десятилетия и готова ответить на вызов резкого роста спроса. Есть, конечно, смысл увеличения домашних запасов, чтобы меньше находиться в общественных местах, что снизит риск оказаться в статистике коронавируса, но опасения по поводу продовольственного дефицита — это уже лишнее! Времена бывали более тяжелыми, но они также остались позади. Пожар потушен, кризис задушен.