Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Если не строить филармонию, денег на трамваи не прибавится». Органист объясняет, зачем нам еще один зал

10 ноября 2018, 11:27
Колонка
«Если не строить филармонию, денег на трамваи не прибавится». Органист объясняет, зачем нам еще один зал
Фото: личная страница Тараса Багинца в социальной сети Facebook
Органист, солист Свердловской государственной академической филармонии Тарас Багинец на своей страничке в Facebook ответил на колонку главреда 66.RU Дмитрия Шлыкова о строительстве новой филармонии в Екатеринбурге. Публикуем его мнение без купюр.

«Уважаемый Дмитрий Шлыков, прочел ваше замечательное творение под названием «Слишком много культуры…». Не могу не ответить на ряд ваших тезисов.

Вообще-то даже не припомню, чтобы кто-то с таким увлечением, гордостью и азартом расчехлял бы прилюдно свое бескультурье, и даже бравировал этим.

Вы, как и депутат Альшевских, беретесь рассуждать о том, о чем понятия не имеете. И делаете это оба, к сожалению, безапелляционно и претенциозно.

Депутат сделал вывод, что залов у нас предостаточно, филармонии новый зал не нужен, а в крайнем случае она может и в концертном зале у ЭКСПО играть. Спасибо, хоть не на стадионе или не на Шарташском рынке. А между тем, имело бы смысл изучить что такое филармония, чем она отличается от уличных музыкантов, какой продукт делает, за что слушатели платят деньги за билеты и в каких случаях эти самые деньги они платить отказываются. В частности, неплохо бы знать, что помимо прекрасной музыки, замечательных музыкантов еще должен быть зал с соответствующей, точно рассчитанной (не под эстраду, а под классическую музыку) акустикой, должны быть соответствующие условия для комфортного нахождения в зале, наконец, удобный доступ к залу для людей не только на машинах, но и без. И вместимость этого зала должна коррелироваться с количеством жителей в городе и со спросом на концерты. Ничего этого депутат не знает, но позволяет себе советы космического масштаба…

Вслед за депутатом вы уже как журналист бросаетесь в бой и доказываете, что строить филармонию еще не время. Еще не все трамваи купили, не все в медицине сделали. Так я вам могу набросать длинный-предлинный список того, что необходимо сделать — начиная от метро, заканчивая освещением улиц, начиная от грязи, заканчивая городской свалкой. Озеленение, асфальтирование, реконструкция фасадов, набережная, целые спальные районы неблагоустроены толком. Много-премного всего надо делать. Но ставить это в первоочередные задачи, отодвигая необходимость иметь в городе современный концертный зал для классической музыки — демонстрировать свое бескультурье. В 90-е годы уже проходили финансирование культуры по остаточному принципу. Разумеется, почти ничего не оставалось. Как от того упал уровень культуры в обществе?

Позволю себе напомнить, что годы появления в нашем городе Оперного и всех остальных театров не были беспроблемными. Всегда что-то нужно, и, как правило, срочно. Что, в 1912 году, когда строили Екатеринбургский оперный театр, проблем с трамваями и медициной было меньше? Или в 1930, когда открывали Драматический театр, все было в городе беспроблемно? А может быть так беспроблемно стало лишь в 1936 году, когда решили в здании Делового клуба (постройки 1916) открыть филармонию? Возьмите фотографии того времени, оцените благоустройство города и работу общественного транспорта. Нет, проблем всегда было выше крыши. Но, тем не менее, театры и филармонию строили и открывали. И не только в Екатеринбурге/Свердловске, но и во многих других городах страны.

Кто сейчас в мире знает Екатеринбург? По каким признакам, именам, брендам его должны узнавать в разных странах? Так вот, Свердловская филармония на сегодня это бренд, который успешно представляет Екатеринбург по всему миру. И таких представителей как, скажем, Уральский академический филармонический оркестр, у Екатеринбурга можно посчитать на пальцах одной руки, еще и останется.

Сто раз уже сказано: если не строить филармонию, то денег в медицине и для трамваев вовсе не прибавится. Ибо разные статьи расходов. Есть статьи расходов «на культуру», есть на «муниципальный транспорт», есть «на здравоохранение». Деньги между статьями не перетекают. Не будете строить в Екатеринбурге? Отлично, построят в Челябинске. Или в другом городе. Но построят. А Екатеринбург так и останется с концертным залом из позавчера. По сути дела, ведь за 300 лет существования Екатеринбурга в городе ни разу не строилось здание для филармонии. И тем не менее, Свердловская филармония одна из лучших (а многие ее называют упуская слово «одна») в России. К нам ездят учиться работать со слушателями, устраивать фестивали, строить современное, эффективное предприятие в сфере культуры.

Отдельно улыбнули ваши совершенно дилетантские рассуждения о цифрах наполняемости филармонии и других залов. Начнем с того, что даже обладая полностью открытой информацией, вы не можете корректно с ней работать. Отчасти действительно потому, что крайне далеки от филармонии. В 2017 году 262 концерта в залах филармонии на Карла Либкнехта 38а посетили 145 542 человека (31 862 слушателя следующей графы — это посетители 97 концертов в филиалах в области). Цифры не феноменальные, говорите? Ок, проверим.

В году 365 дней. Отнимем от этого числа весь июль и значительную часть августа, а также первые дни нового года, когда филармония концерты не проводит — отпуск и у значительно числа екатеринбуржцев, и у артистов филармонии. Отнимите какую-то часть дней, в которые концерты не проводятся по техническим причинам (репетиции коллективов на сцене или техническое обслуживание зала). И Вы придете к цифре 262. Именно столько концертов было в стенах Свердловской филармонии в 2017 году. По одному в день. Рады бы и по 2 проводить, но залы смежные и музыка в одном будет мешать прослушиванию музыки в другом. В отличие от нас, наши коллеги в других упомянутых Вами залах часто могут проводить по 2, а то и 3 представления в день.

Идем дальше. Из общего числа 262 надо вычесть 34 концерта в Камерном зале на 150 мест. Можете отнять 5 000 из общего числа посетителей. И вот 140 тысяч слушателей побывали на 228 концертах. Что в среднем составляет 614 человек на каждом (!) концерте, включая детские, социальные, промо-концерты с современной музыкой и т.д. Вместимость зала филармонии 700 мест вместе с приставными, которые продаются только в случае полного аншлага. А так, кажется, что-то около 650. Заполняемость зала в среднем более 90% — это не феноменальные цифры? Да мы задыхаемся в нынешнем зале от тесноты как для зрителей на их местах, так и для артистов на сцене. На значительную часть концертных программ невозможно купить билеты. Но вам это неизвестно, вы ведь в филармонию не ходок.

Замечательный депутат Альшевских чудно передернул информацию у себя на странице в обсуждении, запостив 30 или 31 октября картинку с планом зала филармонии и продажами концерта 5 ноября. С комментарием: «зал филармонии и так не наполняется». Понимаю, каких трудов стоило депутату отыскать такой концерт, ведь на остальные концерты в период с 31.10 по 08.11 почти все билеты были проданы. А концерт 5 ноября с басом-профундо и органом (играл я) за неделю до самого мероприятия продавался хуже только потому, что органные концерты перед этим были 27 октября (аншлаг) и продавался концерт органного дуэта 03 ноября (в итоге около 95% заполняемости). Не знаю, зашёл ли депутат Альшевских на страницу филармонии 5 ноября, посмотрел ли итоги продаж этого концерта, принёс ли извинения за допущенную дезинформацию? Мне это не известно.

Вот и вы, не рассуждали бы о том, о чем не имеете понятия. А напротив, потрудились бы хоть как-то поинтересоваться темой, как обстоят дела с посещаемостью в других залах в других городах России. И сравнить показатели с нашими, чтобы хоть как-то уважать совершенно фантастические показатели Свердловской филармонии по заполняемости залов и работе со слушателями.

Но о чем говорить, если вы даже не можете корректно сравнить между собой екатеринбургские залы? Позвольте узнать, а вы интересовались вместимостью залов Оперного театра, Драматического театра, Музыкальной комедии? Чтобы сравнение с филармонией выглядело хоть как-то серьезно.

Какова вместимость зала Оперного театра? 1200 мест.

Какова вместимость Драматического театра. 750 мест.

Какова вместимость Музкомедии? Тоже около 750 мест.

Какова вместимость Коляда-театра? 120 мест.

Как можно в одной таблице сравнивать посещаемость залов в 1200, 750 и 120 мест? Только так, как сделали это Вы, тоже как и депутат грубо и намеренно передернув карту.

Мы встречаем в нашей филармонии 145 тыс слушателей в год при достаточно недешёвых билетах. И знаем, что если бы у нас была возможность сделать билеты дешевле, к нам бы пришло значительно больше слушателей. Но есть элементарная экономика, наша уставная деятельность (концертная работа), на которых нам деньги никто не даёт, и мы вынуждены просчитывать стоимость билетов, исходя из величины расходов на организацию концерта. Будет зал в 2,5 раза вместительнее — цены на билеты снизятся и новый зал будет заполнен. И в итоге за год придут не 145 тысяч, а больше 300 тысяч. Новый филармонический зал нужен жителям Екатеринбурга, гостям города, артистам филармонии, и даже вам и вашим близким.

Вы спрашиваете «зачем вытрясать деньги на строительство из всех налогоплательщиков, включая бескультурного меня?»? Отвечу: чтобы попытаться сделать вас хоть чуточку культурнее. Ведь филармония по сути — это организация, основанная всеми жителями города и области. И наша прямая филармоническая обязанность — нести культуру в массы. Вы считаете это необязательным? Достаточно и шансона с, как правило, сопутствующими водочкой-селедочкой и прочими элементами блатной культуры? Так ведь кому такая культура по душе — ему зачастую и вонючие трамваи норма. И, напротив, человек разбирающийся в классическом искусстве, фактически лучшем из того, что создали люди многих поколений всего мира — вот такой человек и вокруг себя будет стараться устроить жизнь лучше, красивее, уютнее. И вот такие люди и будут беспокоиться о медицине, о трамваях, об освещении улиц, об асфальте на дорогах и даже о том, как убрать вечную грязь. И решат эти вопросы, поверьте, гораздо быстрее. Потому, что все вышеперечисленное в нынешнем состоянии будет входить в диссонанс с их сформированным, в том числе и классическим искусством, миром. Повышать уровень культуры в обществе — способствовать повышению уровня жизни людей. Это вам любой, начиная с Путина, скажет.

Знаете, есть школьники, прогуливающие уроки, скажем, химии, а потом, случайно попадая на занятия, несут околесицу, получая в итоге справедливую «двойку». То, что говорите вы и депутат Альшевских — это следствие пропущенных концертов в филармонии, итог ужасающего пробела в образовании. И за это может быть только «двойка». В приличном обществе неприятие классического искусства считается моветоном. Не обязательно быть фанатом Моцарта, оркестра и органа, но говорить «не хожу» и «не хочу» и публично похваляться этим — не очень прилично. Так вот, полагаю, филармония могла бы взять на себя обязательство обеспечить вам и депутату Альшевских краткий курс музыкальной слушательской грамоты. Во всяком случае со своей стороны я готов этому поспособствовать. Это интересно, уверяю вас! И поможет по окончании курса свободно разбираться в композиторах, музыкальных инструментах, стилях, не путать Баха, Оффенбаха и Фейербаха, различать Верди и Монтеверди, и точно определять всех трёх Штраусов, иметь примерное представление о том, в каких залах надлежит играть классическую музыку, а где это делать невозможно. Отдельно представим для вас информацию в каких залах играют не только во всем мире, но хотя бы просто наши соседи в Омске, Новосибирске и других городах. Может быть, хоть в этом случае у вас сработает элементарная гордость, и вы спросите — «а чем мы-то хуже?». Почему они могут, а мы нет? В итоге уверен, ваши рассуждения о музыке и искусстве станут в целом намного грамотнее, взвешеннее и компетентнее. Разве в наше время это лишнее?

И последнее.

В чем соглашусь с вами и депутатом Альшевских: какой бы ни был выбран вариант строительства зала — люди не должны пострадать. Им должны быть выплачены серьезные компенсации, на которые они смогли бы приобрести жилье не меньшего размера в любом районе города — хоть в центре, хоть не в центре. На их выбор. Плюс должны помочь с переездом и обеспечить какую-то достойную сумму для покрытия не только расходов, но и просто за беспокойство. Пока у меня нет оснований считать, что власти предложат решать вопрос как-то иначе. Если собственникам предложат копейки за их жилье — не только вы, но и я, и работники филармонии, и все остальные жители Екатеринбурга будут резко против. И я уверен, что власти это понимают. Никому «беспредел» в данном вопросе не нужен.

Поэтому, выступая у себя в издании за то, чтобы к жителям относились по-человечески — вы абсолютно правы. И я полностью вас поддерживаю! Более того, акцентирую внимание на необходимости освещения этого важного вопроса — только по возможности всесторонне и без передергиваний.

Но выдвигая тезис о том, что у нас в городе «слишком много культуры» — вы не правы категорически. В этом поддержать вас не могу. Много культуры быть не может по определению».