Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Искать виновников бессмысленно. Трагедию в Керчи невозможно было предотвратить

Искать виновников бессмысленно. Трагедию в Керчи невозможно было предотвратить
Фото: коллаж 66.RU
Сейчас СМИ будут муссировать трагедию в крымском колледже. Политики начнут требовать усилить меры безопасности, а эксперты – рассказывать, как распознать в ребенке террориста и убийцу. Но гибель 20 человек — это именно трагедия. Поэтому Портал 66.RU не станет проводить социальных экспериментов и проверять, как охраняют школы, расспрашивать психологов, что делать, если ваш сын/дочь ни с кем не общается и постит картинки в соцсетях. Журналист 66.RU Александра Морозова в авторской колонке рассказывает, почему усиливать меры безопасности по всей стране бесполезно.

Предотвратить эту бойню было невозможно. Сейчас ищут виноватых. Все говорят, что трагедии можно было избежать, для этого необходимо:

1. Усилить охрану в школах. 66.RU уже подробно разбирал, сколько стоит такое усиление безопасности: порядка полутора миллионов рублей, причем платить придется самим родителям. Безусловно, за безопасность ребенка отдать 6 тыс. в год — не жалко. Но, во-первых, не у всех есть материальная возможность, во-вторых, не все могут просто согласиться на такой шаг. Кроме того, был же в крымском колледже ЧОП. Что-то изменилось? Владислав Росляков застрелил охранника и пошел. В 2014 году в московской школе, где десятиклассник расстрелял своего учителя из винтовки и захватил одноклассников, тоже были охранники. Но не сумели предотвратить убийство. Можно поставить вместо охраны рамочный металлодетектор. Но представьте школу на 1000 человек – и одна, ну пусть две, рамки. Получите метро «Площадь 1905 года» в час пик. В конечном итоге они превратятся в бутафорию, чтобы не мешать учебному процессу.

2. Запретить компьютерные игры, которые «учат детей убивать». Об этом говорят после каждого единичного убийства, совершенного подростком. Постойте. Что это изменит? В войнушку играли все и всегда. В детстве «убивали» из луков, пластмассовых автоматов и деревянными мечами. Культ войны был и остается. А любая стратегия? Играя в «Цивилизацию», я убиваю целые народы. Что теперь, пойду и устрою геноцид? Почувствую безнаказанность убийства?

3. Уделять больше внимания в семье. Да-да, мать-одиночка, санитарка в Крыму получает столько денег, что может уделять все свое время сыну. Я уверена, что она просто вынуждена целыми днями проводить на работе, чтобы выжить. У нее растет ребенок: сын-студент, тихий, вежливый, поступил в колледж и хорошо учится. Что еще надо? Замкнут и не общается с другими? Ну, простите, человеку могут быть просто неинтересны сокурсники. И не факт, что у него совсем не было друзей, пусть даже виртуальных. Вычислить такого одиночку, мне кажется, практически невозможно. И не поможет ни семья, ни школа. Никто не может залезть человеку в голову.

4. Усилить работу психологов в школах. Еще в августе министерство просвещения направило в регионы методические рекомендации для школьных учителей, где предлагало выявлять учеников, склонных к агрессивному поведению, и строить с ними коммуникацию. Как это помогло? Ну, во-первых, сколько штатный психолог наработает за восьмичасовой рабочий день? Какое количество времени он может потратить на беседу с учеником и тем более выявить у него некие психологические отклонения, депрессию или агрессию? Думаю, это невозможно. И, во-вторых, опять же вопрос к уровню зарплат школьных психологов: будет ли за эти деньги учитель искать в каждом школьнике потенциального Владислава Рослякова?

5. Повысить возрастной ценз и не давать оружие 18-летним. Ага, а в Чечне воевали сплошь пенсионеры. Ну, и армию давайте запретим, там тоже оружие дают. И тиры — дети учатся стрелять.

6. Запретить продажу оружия. А с какого возраста можно? Каковы шансы, что не переклинит в 35. И не пойдет второй Дмитрий Виноградов расстреливать своих коллег. И не начнет палить по школьницам второй Сергей Помазун. То есть в 18 лет расстреливать нельзя, а потом можно?

7. Вылавливать экстремистов по соцсетям. Владислав Росляков не обновлял свою страничку с 2014-го. В это время он слушал «Короля и шута» и писал посты про русский рок. А когда взялся за ружье, не писал никаких манифестов, как это делал Андерс Брейвик. Просто пошел убивать. А все эти кибердружины могут хватать и сдавать каждого первого: за депрессивную музыку, за оскорбительные мемы, за свастику. Поможет? По мне так — нет.

Сейчас очень удобно говорить, что крымский студент был странным, что говорил о ненависти к техникуму. Но сколько людей говорят, что ненавидят место учебы/работы/дом, но ведь не идут расстреливать людей. Хватать всех? В 2017–2018 годах произошло несколько попыток повторить «Колумбайн». И несмотря на все меры безопасности, которые обсуждались, ничего не изменилось.

Этот учащийся в точности повторил «Колумбайн», о котором все знали 19 лет. И в одиночном зачете унес больше жизней, чем двое его американских «коллег». И никто не смог предотвратить.

Можно закидывать меня помидорами, но предотвратить такие трагедии невозможно. Просто потому, что в чужую голову с ногами не залезть. Пока это можно сделать только в антиутопиях и фантастических фильмах о безрадостном будущем.