— Взрывать — это последнее дело. Это абсолютное варварство. Поэтому я даже обсуждать это не буду. Что касается критики, то мне кажется, что все эти люди немножечко не понимают, что такое Ельцин Центр. Они не живут в этом городе и не знают, чем для города за очень короткий промежуток времени стал этот центр.
Я думаю, что Никита Сергеевич завелся из-за четырехминутного мультфильма, который показывают в Музее Бориса Ельцина. Это ролик об истории российского государства, очень короткий дайджест, где, естественно, делается акцент на Бориса Ельцина. И, согласитесь, это логично. В музее Павла Бажова, при всем величии Пушкина или Лермонтова, делается акцент на Бажова. В музее Мамина-Сибиряка — на Мамина-Сибиряка. Просто потому, что это их музеи. Это совершенно не означает, что кто-то сознательно и со злым умыслом передергивает всю историю русской литературы.
Я был взрослым мальчиком в те времена, когда происходили события, за которые сейчас клеймят Бориса Николаевича. И я помню, что никто тогда ничего другого, никаких альтернатив не предлагал. Никто не говорил, что это неправильно, что нужно делать как-то иначе. Коммунистическая система и идеология рассыпались. В качестве альтернативы видели только капитализм. И сказали: давайте попробуем.Людям нужна была свобода. И Борис Николаевич дал им свободу. А то, как мы ей воспользовались, — это уже наша проблема. Разве он создал криминальные банды? Он создал коррумпированных губернаторов? Нет. Просто вот так граждане распорядились свободой, которую дал им Ельцин.
Сейчас, спустя 30 лет, понятно, что, наверно, можно было сделать по-другому. Но тогда никаких конструктивных контрпредложений идеям первого президента не было. Вернее, была. Одна. Оставить коммунистический режим. Причем, эту идею отстаивали такие люди, как Зюганов, Баркашов, Ампилов… то есть настоящие шариковы. Страшновато было доверять им страну.
И мы пошли другим путем — путем Ельцина. Мы все его выбрали. Его выбрал народ, который выходил на улицу и кричал: «Ельцин!»
Потому я не понимаю, зачем сейчас Бориса Николаевича в чем-то обвиняют. Даже если и виноват, то не он один. Мы все с вами виноваты. И Никита Сергеевич Михалков — в том числе. Он ведь был в Москве в те годы. И что-то я не слышал и не видел, как он публично оспаривает курс Бориса Ельцина, предлагая вместо него какие-то другие варианты. Что-то я не слышал, чтобы Михалков хоть раз сказал ему: «Борис Николаевич, вы не правы».
Но дело не в этом, не в политической позиции Ельцин Центра. Это отличное место, любимое горожанами. Поэтому оставьте его в покое. На самом деле, это некий центр притяжения, культурное пространство. Эффектное и современное не только с точки зрения архитектуры и технического устройства. Оно современное с точки зрения того, что здесь происходят интересные новые вещи. Мы делали здесь премьеру фильма, который, кстати, был посвящен 70-летию Победы, «Не передавая» — об уральской деревне во время Великой Отечественной войны.
Мы будем делать здесь фестиваль «Старый новый рок». Приедут молодые группы со всей страны. Мальчишки и девчонки, дерзкие молодые люди, которые в свободное время репетируют, занимаются, еще сырые, еще не серьезные. И вот именно здесь, в Ельцин Центре мы примем решение, кто приедет к нам на фестиваль.
Здесь происходят поэтические вечера, здесь прекрасная библиотека, прекрасные детские кружки, книжные магазины. Молодежь ходит сюда, даже не задумываясь над исторической ролью Бориса Ельцина. Они просто приходят сюда, потому что это очень модное, красивое и очень нужное городу место.
Поэтому я прошу оставить в покое этот центр. Никакой угрозы государственному устройству он, на мой взгляд, не представляет.
Фото; видео: Антон Буценко для 66.ru