Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Бренды, которые не продают, не нужны». Выводы председателя жюри конкурса логотипов Екатеринбурга

20 июля 2015, 15:40
Колонка
Мастер графического дизайна рассказывает о значении гонки логотипов.

Именитый дизайнер Игорь Гурович, который больше месяца помогает Екатеринбургу выбрать достойный логотип, рассказал о конкурсе айдентики. Гуру графического дизайна и член Совета при президенте РФ по культуре и искусству рассказал о честных чиновниках, городских ценностях и массе «отвратительных» работ.

Гурович, напомним, в составе высокого жюри принял участие в выборе четырех лучших вариантов логотипов, присланных на конкурс. Победителя же определит народное голосование, которое продлится до 24 июля.

Кулаки после драки, или что было в Екатеринбурге

1. В Екатеринбург меня позвали друзья. Причины для отказа у меня не было никакой, а город я люблю, и приехать мне было интересно.

2. За последние несколько лет много раз был в жюри разных российских конкурсов. Последние полгода стал отказываться. Причина — фэйковые задачи, придуманные чиновниками для галочки о проведенной работе и такие же фэйковые решения: трусливые и не умные. И более того, есть ряд задач больших, которые не могут быть предметом конкурса, поскольку нуждаются в большой, долгой коллективной работе (в том числе и реальной работе с фокус-группами).

3. То, что видел в процессе удаленного жюрейства, меня не порадовало. Не то, что не было хороших работ. Просто было очень много работ отвратительных. Именно эти работы и создавали контекст.

4. Был момент, когда задачи территориального брэндинга были мне крайне интересны. Я ездил по урбанистическим конференциям, отслеживал удачные кейсы, участвовал в написании стратегий. Ничего путного из этого не вышло. Но уровень задач в целом мне понятен. И среди этих задач логотип является задачей 47 уровня.

5. Это тот багаж, с которым я приехал в Екатеринбург, и дал интервью.

Что я увидел в комнате для жюри, и почему это изменило мое мнение

6. Я увидел, что это не чиновничий конкурс. Я увидел неравнодушных горожан, собравшихся, чтобы решить проблемы, вставшие перед городом, а не пилить бюджеты этого самого города. Как москвич, забыл, что такое бывает.

7. Для меня институция или люди, организующие конкурс, крайне важны. Чтобы не принять участие в акции по защите животных, которую организует меховая фабрика.

8. Я увидел людей, чье отношение к профессии и профессиональной этике мне близко. Потому во время жюрейства, одним из главных критериев отбора было «не навреди».

9. Мы проделали большую работу. За шорт-лист, который отобран для города, не стыдно совсем. Если назвать эти работы стратегическими предложениями, а не эскизами логотипа, то каждая из работ может быть доведена до ума и стать прекрасной городской коммуникацией. Это мое мнение, готов за это биться.

В чем я вижу причину конфликта вокруг конкурса

10. Выносим за скобки творческие амбиции и старые конфликты, хотя, судя по переписке и градусу обсуждения, этого много. Выносим, потому что про это неинтересно.

11. Брэндинг, айдентика, логотип, навигация и т.д. — слова не русские, и поэтому у нас вольно трактуемые. Уровень проблем, описываемый этой терминологией (по отношению к территории) — территория, на которой практически невозможно договориться. Нет критериев оценки. Для бизнес-институций все проще. Измеряется увеличением объема продаж. И через год понятно, хороший логотип или плохой.

12. Что продаем? И кому? Главный вопрос территориального брэнда. Города начинают ребрэндинг когда быстро надо объяснить миру суть изменений. Был индустриальный мегаполис — теперь столица креативных индустрий. Была криминальная клоака — теперь центр туризма. Но эти вопросы не сформулированы. Тогда не брэндинг. Да и черт с ним. Забыли слово непонятное.

13. Есть не менее важные проблемы, для которых тоже нет зафиксированного в русском языке английского слова. Это задачи по повышению лояльности граждан к своей территории. И это крайне важная задача. То есть текст, обращенный не в мир, а к себе родным. Попытка сформулировать локальные городские ценности. Чтобы эти ценности разделить с городом и с соседями, и со своими детьми. Как любимая футбольная команда, за которую болеют поколениями, несмотря на то, что она никогда не выигрывает.

14. Для подобного рода проблем нет одного решения. Более того, их может быть много, и это тоже говорит об интеллектуальном потенциале места. Глэйзеровский «Я люблю NY» легко уживается со всеми официальными три раза измененными брэндами. И это тоже социальная инициатива активного гражданина. Мэрия NY не заказывала Глэйзеру знак.

15. Поэтому, как мне кажется, разговор ведется не по сути, а по форме. Заменяем одно непонятное английское слово на другое, тоже, к сожалению, не очень понятное и получаем:

16. По итогам конкурса город получил 4 крепких стратегии по повышению лояльности. В каждой из стратегий заложена масса возможностей для разного городского фана: от коммуникаций до сувенирки.

17. Город и цех получили прекрасную интеллектуальную площадку для обсуждения городских ценностей и стратегий.

18. Все в результате конкурса только выиграли.

19. Давайте будем аккуратнее с английскими словами.

20. Давайте не будем делать брэнды, которые никому ничего не продают.

21. То, что я увидел в Екатеринбурге, произвело на меня впечатление. Я увидел людей, готовых впрячься за свой город. Не дайте этому утонуть в бессмысленных склоках. В склоках не по сути вопроса.

Напомним, конкурс на создание лучшего логотипа столицы Среднего Урала стартовал в мае. На первом этапе жюри выбрало 50 работ. На втором из этого числа представители креативного сообщества отобрали 4 лучших варианта айдентики, которые и попали на народное голосование. Само голосование организаторы продлили на одну неделю, так как еще не все екатеринбуржцы успели сделать свой выбор.

Также за день до предыдущего дедлайна выяснилось, что горожане выбирают все-таки не сам логотип, а стратегию айдентики. Так что город получит не эскиз логотипа, а стратегическое предложение, которое можно будет развивать и доделывать.