Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Фудшеринг — это последняя миля». Почему магазины начали бесплатно раздавать еду нуждающимся

«Фудшеринг — это последняя миля». Почему магазины начали бесплатно раздавать еду нуждающимся
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Фудшеринг — движение, которое помогает организациям перестать выбрасывать еду, а нуждающимся дает возможность получать ее бесплатно. Первая фудшеринговая организация в России появилась в 2012 году, а спустя десятилетие к программе начали присоединяться продуктовые сети. В колонке для 66.RU руководитель по экологическим проектам розничной сети «Магнит» Эдуард Костенко рассказал, зачем такая благотворительность нужна бизнесу и что мешает фудшерингу развиваться.

— Мы тестируем «розничный фудшеринг» более двух лет и смогли вместе с некоммерческими организациями (НКО) и государством выстроить цепочку безвозмездной передачи нуждающимся людям качественных продуктов питания с истекающим сроком годности, но пригодных к употреблению, а также бытовой химии, товаров для дома и другой продукции.

Бытует мнение, что торговые сети и продуктовые магазины могли бы создавать социальные полки с продуктами, у которых истекает срок годности. Однако такие меры социальной поддержки сложно назвать оптимальными:

  • Изменение пространства магазина ради специальной полки с продуктами уменьшит фактический объем торговой площади и сократит пространство для выкладки других востребованных товаров, что может привести к тому, что магазин станет нерентабельным.
  • В большинстве магазинов невозможно организовать отдельную зону для продуктов с истекающим сроком годности, так как будут нарушены правила товарного соседства (под такие продукты, как молоко, мясо, рыба, зелень, нужны отдельные холодильники).
  • Невозможно обеспечить принцип справедливого распределения таких продуктов среди населения. В классическом фудшеринге благополучатели отбираются с учетом их социального статуса в органах социальной защиты, дополнительно верифицируются со стороны некоммерческих организаций (НКО). Эксперимент с раздачей бесплатных продуктов в магазинах может вызвать волну негатива со стороны потребителей.
  • Значительное увеличение нагрузки на персонал торговых точек. Произвести двойной контроль качества передаваемых товаров, определить граждан, которые вправе получать такие продукты, решать возникающие сложности – сейчас эти действия на стороне представителей НКО. Этот механизм не просто успешно работает, но и позволяет развивать добровольческие практики.

Реализуемая сейчас торговыми сетями механика розничного фудшеринга позволяет решить все эти проблемы. За два-три дня до истечения срока реализации продуктов торговая сеть снимает их с продажи, передает волонтерам фонда «Банк еды «Русь», которые в тот же день отвозят их получателям — малоимущим семьям и одиноким пенсионерам. Фонд получает от муниципалитетов информацию о нуждающихся, проверяет и контролирует, чтобы товары дошли до тех, кому они действительно нужны. Сейчас это целиком и полностью благотворительный проект.

С момента присоединения к фудшерингу мы передали 500 тонн продукции. Первоначально сбор и сортировка продуктов осуществлялись на базе дарксторов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2023 году мы начали тестировать фудшеринг в магазинах больших форматов. В августе 2024 года масштабировали проект, подключив к нему в том числе магазины в Екатеринбурге и Серове. Сейчас программа фудшеринга «Магнита» действует в 20 городах страны.

При этом развитие фудшеринга имеет ряд ограничений. Один из таких факторов — невозможность передавать на благотворительность такие категории продуктов, как мясо, молоко, сыры. Связано это с необходимостью наличия электронной ветеринарно-сопроводительной документации в работе с автоматизированной информационной системой «Меркурий». Чтобы передать, мясо, необходимо выписать на каждую единицу товара электронный сопроводительный ветеринарный документ, все делается пока вручную. Эта процедура — многостадийная, нужно согласование с ветнадзором.

Проблему с «Меркурием» можно решать — нужно внести небольшие изменения в подзаконные нормативно-правовые акты. Мы активно работаем с Ассоциацией компаний интернет-торговли и Минсельхозом по этому вопросу. Надеемся, что в обозримом будущем вопрос будет решен и список товаров для фудшеринга будет расширен.

Второй момент — в России распределение продуктов на благотворительность обходится бизнесу дороже, чем их утилизация. В рамках фудшеринга мы можем получить определенный налоговый вычет, но это долгий, сложный процесс, который требует большого количества ресурсов.

Что можно сделать, чтобы популяризировать фудшеринг в России? Я вижу три пути:

  • Упростить работу с налоговой базой. Государство многое делает для решения этого вопроса, к примеру в сентябре правительство поддержало законопроект о налоговых льготах при фудшеринге.
  • Упростить и автоматизировать работу с отчетностью, в том числе по системам прослеживаемости «Меркурий» и «Честный знак».
  • Развивать благотворительные НКО и поддерживать развитие добровольчества. Сейчас мы ощущаем нехватку ресурсов у НКО-партнера. Необходима дополнительная поддержка таких организаций со стороны государства и общества, развитие волонтерского движения.

У «Магнита» есть Стратегия устойчивого развития «Ретейл со смыслом», в рамках которой мы работаем над сокращением продовольственных потерь. В 2023 году мы сократили потери на 59% к уровню 2019 года. Фудшеринг — это «последняя миля» для сбережения продуктов. Развивая практики фудшеринга, мы решаем несколько задач: помогаем социально незащищенным людям, снижаем продовольственные потери и нагрузку на окружающую среду.