В Екатеринбурге заканчивается сезон связанных со стройками муниципальных закупок. В октябре Управление капитального строительства выбрало компании для строительства новых дорог и расширения улицы Татищева в Верх-Исетском районе. Победители получат почти 11 млрд бюджетных рублей. Эти конкурсы изменили расклад сил в рейтинге крупнейших муниципальных подрядчиков.
При каждой новой команде взаимоотношения со строительными компаниями меняются. Так, при Александре Якобе муниципальные деньги на дороги, школы, детсады раздавали очень скупо. Его администрация готовилась принять матчи чемпионата мира по футболу, поэтому в основном выделяла деньги на приведение города в порядок — реставрацию домов на гостевом маршруте и в центре.
При Александре Высокинском подряды раздавали щедро, но неравномерно. Его команда сделала упор на детские сады и школы. А прокуратура изобличила прежних управленцев в том, что они создавали неравные условия для участников строительного рынка.
Нынешний мэр Алексей Орлов наладил отношения с застройщиками и, по словам участников рынка, перестал делить подрядчиков на «угодных» и «неугодных». Новая администрация сосредоточилась на дорожном строительстве.
В рейтинге учитывали контракты только Управления капитального строительства. Подрядчики из списка также часто выигрывают тендеры на ремонт от «Городского благоустройства».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
«Городское управление дорожно-строительных работ» (ГУДСР). 13,75 млрд рублей
ГУДСР — подрядчик, который на протяжении многих лет, вне зависимости от того, кто руководит городом, получает муниципальные заказы на строительство дорог. С января 2021 по октябрь 2023 года компания выиграла 13 тендеров.
Из них самый большой — 4,7 млрд рублей — на строительство двух участков дорог на ВИЗе — улицы Юрия Исламова от Татищева до Металлургов с реконструкцией развязки и Татищева от Юрия Исламова до Срединного кольца. Компания единственная заявилась на тендер.
Среди других крупных контрактов последних лет — реконструкция улиц 2-й Новосибирской и Лучистой со строительством трамвайной линии в Солнечном за 1,8 млрд рублей, реконструкция улиц, примыкающих к Ледовой арене, за 1,3 млрд рублей, благоустройство набережной Исети от Куйбышева до ЦПКиО за 1,2 млрд рублей и другие.
Совладельцы ГУДСР — Александр Осинцев и Андрей Семенов (владеют по 30%), Мария Козловская (23%), Павел Пустозеров (10%) и Андрей Козловский (7%). Семенов и Осинцев также владеют развлекательным комплексом «Луна — 2000» и еще рядом бизнесов в Екатеринбурге. Пустозеров — депутат Екатеринбургской городской думы.
«Трест Уралтрансспецстрой». 11,4 млрд рублей
«Трест Уралтрансспецстрой» (УТСС) — также постоянный победитель в борьбе за муниципальные заказы на строительство дорог. За тот же период компания выиграла 9 контрактов. Самый крупный из них — на строительство и реконструкцию трех участков Татищева: от Красноуральской до Викулова; от Викулова до Лоцмановых; от Лоцмановых до Юрия Исламова. Сумма контракта — 5,91 млрд рублей. Другие крупные конкурсы, которые выиграла компания, связаны со строительством дорог в Академическом.
До 2023 года основными владельцами треста были Дмитрий и Владимир Головины. Первый вместе с другими уральскими бизнесменами спонсирует волейбольный клуб «Уралочка». В этом году акции УТСС выкупил Уральский горнопромышленный холдинг, новым владельцем компании стал предприниматель Сергей Мазуркевич.
«АльмакорГруп». 6,3 млрд рублей
Москвичам достался тендер на строительство развязки у «Калины» стоимостью 6,3 млрд рублей. Завершить работы должны в 2024 году. До 2021 года компания не работала с властями Екатеринбурга.
Московская компания, исторически связанная с Мостотрестом. До 2019 года на муниципальных заказах «АльмакорГруп» работала только в столичном регионе. В ее портфолио, например, строительство участка ЦКАД, Сокольнической линии метрополитена, Кутузовского транспортного тоннеля, пешеходного моста к «Москва-Сити», реконструкция Волоколамского шоссе, ремонт Крымского моста. В 2019 году «АльмакорГруп» выиграла большой тендер на строительство моста через Нижнетагильский пруд, а в 2021 году — на реконструкцию аэропорта в Магнитогорске.
«Стройтэк». 5,35 млрд рублей
В отличие от первых трех лидеров, «Стройтэк» специализируется не на дорогах, а на учебных заведениях. Самый крупный контракт — на строительство школы на Уктусе — компания получила в мае 2023 года. На ее строительство заложили почти 2,7 млрд рублей.
Также «Стройтэк» получил 1,5 млрд на строительство гимназии № 40 на Мичурина, 1 млрд на строительство нового корпуса гимназии № 120 на Степана Разина.
Основатель «Стройтэка» — Владимир Копылов — почетный строитель РФ и член городской Общественной палаты с 2018 года.
«Атомстройкомплекс». 2,75 млрд рублей
«Атомстройкомплекс» Валерия Ананьева получил шесть контрактов. Самый большой — на строительство школы в Академическом (1,6 млрд рублей), остальные закупки связаны с дорожными работами. Два из них — на строительство улицы Водоемной на Уктусе.
«Атомстройкомплекс» при Александре Якобе не был в списках лидеров муниципального заказа. При Александре Высокинском компания получила контракты сразу на четыре детских садика и реконструкцию здания на Вайнера под «Эрмитаж-Урал». Однако крупных подрядов на дорожное строительство не было. При Алексее Орлове «Атомстройкомплекс» вошел в пятерку крупнейших подрядчиков управления капстроительства.
«АстраСтройИнвест». 2,6 млрд рублей
У компании, связанной с ГК «Астра», только один подряд — на реконструкцию стадиона «Калининец». До этого компания выигрывала тендеры на строительство детсадов и школ в Екатеринбурге, однако в лидеры рейтинга муниципальных подрядчиков не попадала.
«Уралмостстрой». 2,5 млрд рублей
Уфимский «Уралмостстрой» выиграл сразу три контракта на строительство дорог на Широкой Речке и один на реконструкцию улиц в Новокольцовском. Компания работает в основном в регионах Приволжского федерального округа. В Екатеринбурге при Александре Высокинском тендеров не выигрывала.
«Уралдортехнологии». 1,3 млрд рублей
Замыкают восьмерку «Уралдортехнологии» — подрядчик, к которому возникают претензии по поводу нарушений, допущенных при ремонте дорог. Тем не менее при Орлове компания получила пять муниципальных строительных заказов на строительство улиц в Солнечном и Академическом.
Компания «Уралдортехнологии» занялась дорогами Екатеринбурга в 2019 году, а до этого занималась в основном областными трассами. Подрядчика связывают с бывшим министром транспорта Свердловской области Александром Сидоренко. Конечный владелец — бизнесмен Роман Жданов. Он в 2016 году написал на Сидоренко заявление в ФСБ.