Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Поставки снизились в разы»: уральские экспортеры на фоне санкций ищут выход из логистической ловушки

26 мая 2022, 14:20
«Поставки снизились в разы»: уральские экспортеры на фоне санкций ищут выход из логистической ловушки
Фото: архив 66.RU
После введения западных санкций, фактически отрезающих европейское направление, российские транспортные компании вынужденно перестраивают схемы работы с иностранными партнерами. Текущие ограничения приводят к удорожанию и увеличению сроков поставок из-за создания сложных многоэтапных маршрутов, но других вариантов у предпринимателей нет.

Транспортно-логистический комплекс оказался наиболее чувствительным к санкциям. Отрасль, которая для национальной экономики значит не меньше, чем финансовый сектор, испытывает серьезные проблемы.

До начала специальной военной операции предприятия Свердловской области наращивали объемы торговли с зарубежными государствами. Внешний товарооборот в январе–сентябре 2021 года (на более поздний период статистика не публиковалась) вырос на 30% и составил 10,62 млрд долларов, из них экспорт — 6,79 млрд долларов. В частности, выросли поставки продукции уральского машиностроения, железнодорожного оборудования, фармпродукции, насосного оборудования и труб.

Сегодня ввоз товаров в Россию автомобильным транспортом усложнен и забюрократизирован, а вывоз — практически парализован. На этом фоне статус-кво при перемещении грузов сохраняют железнодорожные перевозки, при этом основная нагрузка на них придется на восточное направление.

«Если спрос будет восстанавливаться, то логистика будет перестраиваться с запада на восток. На сегодняшний день мы наблюдаем, что есть профицит подвижного состава на западе, но острейший дефицит на востоке», — сообщил председатель комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Сергей Мазуркевич.

Восточное направление — традиционно востребовано, а сейчас загруженность линии увеличилась в разы, говорит Ольга Соломеина, начальник Свердловского территориального центра фирменного обслуживания РЖД. Поэтому возвращаются маршруты, которые были актуальны десятки лет назад: через Азербайджан, Туркмению и Иран.

Например, мультимодальный государственный оператор «РЖД Логистика» запустил рейс Россия — Индия через Иран. Начало маршрута возможно из любой точки страны, дальше он проходит через территорию Азербайджана, автотранспортом, а затем железной дорогой через Иран до порта в персидском заливе. Там грузы переваливают на судно и доставляют в Мумбай. До недавнего времени этим путем пользовались не так активно, поскольку были маршруты через дальневосточные порты и по сухопутным переходам. В свете последних событий коридор получил широкое распространение.

Из-за ограниченного числа вариантов, а также в связи с проверкой товаров на предмет санкционных запретов, на таможнях иностранных государств периодически происходят задержки. Несмотря на это, РЖД ожидает переток грузопотока с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Автомобильные перевозки пострадали гораздо сильнее. В рамках пятого пакета санкций существует запрет на пропуск автотранспорта, зарегистрированного в России и Белоруссии, на территорию ЕС. Белоруссия по вышеназванным причинам не может выступать как транспортный хаб. Пункты пропуска через российско-финскую границу малопригодны для массового использования (объем перецепки не превышает 90–100 единиц в сутки).

Есть еще протяженная сухопутная граница с Казахстаном, где расположено 26 пунктов пропуска, однако из-за риска вторичных санкций страна не готова стать ключевым логистическим партнером России, говорится в докладе компании Commonwealth Partnership (бывшее российское подразделение ушедшей Cushman & Wakefield). При этом, согласно договоренностям, летом власти дадут «зеленый свет» грузовым фурам, но только через один из пунктов.

По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по УрФО Александра Салаутина, раньше экспортные свердловские предприятия, в основном ориентированные на европейские рынки, поставляли продукцию в 41 страну, а сегодня объемы снизились в несколько раз — до восьми.

«Состояние инфраструктуры сухопутных переходов не позволяет в тех объемах проходить транспортным средствам, что в одну сторону, что в другую. Появилась большая потребность в перевозке через Турцию, транзитом через Грузию и Азербайджан. Там работают паромные переправы, но они не отвечают нашим потребностям. На Азовском море небольшие грузовые порты», — сказал он.

Салаутин добавил, что из-за низкой пропускной способности простои составляют от трех недель до месяца.

Кроме того, из-за ковидных ограничений осложняется работа с Китаем. Сейчас система выстроена так: китайские компании забирают прицеп с грузом со специально оборудованной площадки и увозят его в терминал. Там происходит разгрузка, перегрузка и загрузка нового товара. Через сутки он возвращается обратно. Такая система создает огромные очереди на границе.

Российские логисты ожидают, что со временем карантин будет снят, что поможет отправлять и получать грузы быстрее.

По оценкам экспертов, в зависимости от группы товаров и страны назначения в простое находится от 20 до 80% фур. Но постепенно большинство перевозчиков адаптируются и найдут оптимальные пути обхода.