Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Казахстан – новая Белоруссия. Как бизнес перестраивает работу в условиях санкций

23 марта 2022, 16:30
Казахстан – новая Белоруссия. Как бизнес перестраивает работу в условиях санкций
Фото: архив 66.RU
Западные санкции лишили российские компании не только важных ресурсов в виде большого числа товаров зарубежного производства, но и привели к разрыву выстроенных логистических цепочек. Есть также проблемы с оплатой тех поставок, которые все же удается осуществить. Отечественные предприниматели ищут пути выхода из кризиса.

Среди партнеров уральских компаний, а до известных событий регион сотрудничал с более чем 150 странами, не все отказались от взаимодействия. Те, кто готов продолжить сотрудничество, сталкиваются с проблемой оплаты. Но она, как считает вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Михаил Козлов, вполне решаема. Например, китайские компании готовы принимать оплату в юанях, турецкие — в рублях.

Михаил Козлов, вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты:

— Тенденция сегодня к тому, что многие страны, с которыми традиционно работали в долларах или евро, перестраиваются на национальную валюту. Мы проводим работу и по поиску новых поставщиков.

Для Свердловской области Казахстан всегда был одним из основных партнеров. Как заявил на пресс-конференции, организованной «Интерфаксом», руководитель зарубежного представительства Национальной экспортно-страховой компании KazakhExport Александр Цыганков, сейчас соседняя страна предлагает российским компаниям «широкий диапазон возможностей». В их числе — релокация производства.

Александр Цыганков, руководитель зарубежного представительства Национальной экспортно-страховой компании KazakhExport:

— Ряд компаний, сориентированных на дальнейший экспорт, рассматривают вынос своих предприятий на территорию Казахстана, в свободные экономические зоны. Но такая тенденция наблюдалась и в прошлые годы. Это не обязательно связано с текущими событиями.

Есть также попытки выстроить новые логистические цепочки с провозом зарубежных грузов в Россию через Казахстан. Но пока они не сформированы окончательно. Результаты сегодняшних экспериментов можно будет оценить примерно через полгода.

Кирилл Леденцов, директор по логистике транспортной компании «Кит»:

— Альтернативный вариант — ввоз товара в Казахстан с последующей доставкой его в Россию. Сейчас закладываются кирпичи, которые дадут плоды через полгода. Времени прошло недостаточно, чтобы цепочки были полностью сформированы. Все эти контрагенты пока так друг с другом еще не сотрудничали, и они только пытаются выстроить взаимодействие. Но путь такой есть, да. В частности, есть уже примеры подобных экспериментов с запчастями и косметикой.

Президент АО «Лорри», занимающегося грузоперевозками по России и за рубеж, Юрий Ступак рассказал порталу 66.RU, что главная проблема для перевозчиков сегодня — обслуживание и пополнение автомобильного парка.

Завод крупнейшего мирового производителя грузовых автомобилей Volvo в Калуге закрыли, а станции технического обслуживания в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, по официальной версии, «временно приостановили свою деятельность».

Юрий Ступак, президент транспортной компании «Лорри»:

— Автомобильные перевозки не могут работать без постоянного пополнения парка. Потому что страна огромная — пробеги большие. Машины амортизируются довольно быстро, поэтому им нужны замены. Мы до сих пор в поиске решения: что делать с машинами, которые требуют ремонта, обслуживания и прочее. Конечно, у наших компаний в запасе на складах еще что-то есть, и это используется. Но я думаю, что этого немного и хватит ненадолго.

Предприниматель отмечает, что договориться с казахстанскими станциями обслуживания Volvo им не удалось. Схема перепродажи запчастей оказалась нерабочей. «Нам сказали: «Ремонт и обслуживание машин — пожалуйста, приезжайте, сделаем. А запчасти мы продать вам не можем», — говорит Юрий Ступак.

Он сомневается, что Volvo Group скоро вернется на российский рынок. План «Б» — пересесть на отечественные «КамАЗы», белорусские или китайские грузовики.

«Я думаю, что придется настраиваться вновь на «КамАЗы», хотя они нас не устраивают ни по качеству, ни по цене. Может быть, Китай выстрелит. Они давно уже делают грузовики. Соотношение цена-качество будет играть в данном случае важную роль. Пока мы в ожидании, куда кривая выведет. А правительство должно решать: если нужны стране перевозки (думаю, они всегда будут нужны), значит, нужно искать какие-то варианты», — подчеркнул Юрий Ступак.

Президент российской транспортной компании считает, что с учетом отставания по качеству от европейских автомобилей грузовиков ПАО «КамАЗ» и ОАО «Минский автомобильный завод», спасением может стать снижение их стоимости, а также правительственные субсидии и расширение лизинговых возможностей.

  • Страны Европы и США ввели в отношении России санкции после начала военной операции на Украине. Пока эксперты не берутся оценивать и прогнозировать потери российского бизнеса. Но уже ясно, что изменения так или иначе коснутся всех, а к той картине, что была до 24 февраля 2022 года, вернуться не удастся.
  • Оптимисты видят в кризисной ситуации возможности. Есть мнение, что можно найти и альтернативные пути поставок, и новые рынки сбыта своей продукции. С некоторыми странами сотрудничество уральских предпринимателей сегодня даже нарастает. В частности, в некоторые регионы Казахстана грузопоток существенно увеличился.
  • Тем временем на горячую линию торгово-промышленной палаты ежедневно поступает порядка 150 обращений. Почти половина из них — конкретные заявки, которые касаются сертификата СТ-1 (без подтверждения российского происхождения товара вывоз его за границу сегодня невозможен), форс-мажоров, а также проблем и вопросов по внешнеэкономической деятельности.