Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто делит рынок дорожного строительства Екатеринбурга и почему эти компании обыскивают силовики

21 апреля 2021, 15:32
Кто делит рынок дорожного строительства Екатеринбурга и почему эти компании обыскивают силовики
Фото: 66.ru
Самые крупные заказы на ремонт дорог из года в год получают одни и те же компании. Некоторые из них уже попадали в поле зрения антимонопольной службы. Сейчас речь может идти о картельном сговоре при участии в тендере на ремонт дорог.

20 апреля силовики начали проверку в офисах компаний, которые регулярно получают госзаказы на ремонт и содержание дорог в Свердловской области. Точно известно, что сотрудники Росгвардии и полиции пришли в офис «УралДорТехнологий» на Антона Валека, 15 и выносили оттуда компьютеры. В компании от комментариев отказались. По словам источника 66.RU, оперативные действия проходили в рамках проверки по делу о картельном сговоре.

Кроме того, появилась неподтвержденная информация о проверках силовиков и ФАС в отношении других дорожных подрядчиков.

Короли госзаказа

«Свердловскавтодор», Трест «Уралтрансспецстрой», «УралДорТехнологии» и ГУДСР на протяжении многих лет получают самые крупные заказы на ремонт дорог в Екатеринбурге и Свердловской области.

Больше всего денег в 2020 году заработал «Свердловскавтодор» — он получил подряды на 12,16 млрд рублей. Самые крупные из них — по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Компания выступает подрядчиком, расширяя до четырех полос участок ЕКАД. «Свердловскавтодор», ранее подконтрольный Росимуществу, в 2016 году за 800 млн рублей выкупило ООО «Гарант», которое возглавляет Вячеслав Краснов. Краснов — член совета директоров нескольких компаний, подконтрольных УГМК. С того же момента начала расти чистая прибыль «Свердловскавтодора»: если по итогам 2015 года убыток составлял 116 млн рублей, то по итогам 2019-го чистая прибыль выросла до 208 млн рублей.

Трест «Уралтрансспецстрой» на ремонте и строительстве дорог заработал 4,6 млрд рублей. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», большинство акций принадлежит предпринимателям Дмитрию и Владимиру Головиным, они же соучредители компании «Атлас-Девелопмент». В 2018 году Трест «Уралтрансспецстрой» выиграл крупный заказ — подряд на строительство ЕКАД на 8,86 млрд рублей. Компания должна завершить работы к концу ноября 2024 года и построить 11,44 км дороги с развязкой. В 2020 году в числе прочего Трест УТСС получил подряд на реконструкцию улицы Горького в Екатеринбурге. Также УТСС занимается строительством улично-дорожной сети в Новокольцовском, Академическом. В 2020 году ГУДСР заработало на подрядах по ремонту и содержанию дорог 2,9 млрд рублей.

ГУДСР проложит улицы в Академическом (два участка), Солнечном, реконструирует Новосибирскую вторую, ведущую в микрорайон, и реконструирует Макаровский мост. Совладельцы ГУДСР — Александр Осинцев и Андрей Семенов (владеют по 30%), Андрей Козловский (23%) и Павел Пустозеров (10%). Эти предприниматели также владеют развлекательным комплексом «Луна — 2000» и еще рядом бизнесов в Екатеринбурге. В 2020 году ГУДСР заработало на подрядах по ремонту и содержанию дорог 2,9 млрд рублей.

Компания «Уралдортехнологии» встроилась в «дорожный» рынок Екатеринбурга в 2019 году, а до этого занималась в основном областными трассами. Они же занимаются благоустройством Шарташского лесопарка. Подрядчик связан с именем бывшего министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко, которого обвиняли в незаконном предпринимательстве. Занимая должность министра, Сидоренко являлся фактическим владельцем 70% доли в ООО «Уралдортехнологии», оформленном на его тещу Галину Иост. А брат министра владел 100% ООО «УралТрансПетролиум». Обе эти компании связаны с Романом Ждановым. Именно он в 2016 году написал заявление в ФСБ на экс-министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко. Жданов также выступил свидетелем обвинения и рассказал, что экс-министр помогал его компании, в том числе и различными торгами. После этого Иост выбыла из состава учредителей «УралДорТехнологий». В итоге уголовное дело в отношении Сидоренко прекратили в связи с истечением срока давности. В настоящее время «УралДорТехнологии», по информации СМИ, подконтрольны бизнесмену Виталию Кочеткову.

Дорожные картели

Дела о картельных сговорах в сфере строительства и ремонта автомобильных дорог не редки для региона. И так или иначе крупные подрядчики в них фигурировали. По словам начальника отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области Ольги Смирновой, в последние четыре года в России зафиксирован рост числа дел по картельным и иным антиконкурентным соглашениям. «Картели стали меняться качественно. Раньше количество аукционов, охватываемых сговорами, исчислялись единицами. Сегодня это могут быть десятки, сотни закупочных процедур. Охватывают они целые рынки», — рассказала она.

Так, в апреле УФАС заявило о сговоре между ГУДСР и компанией «ИЦ «Дорконтроль». По информации ведомства, участники торгов для поддержания цен в аукционе заключили соглашение, и «ИЦ «Дорконтроль» получил госконтракт на ремонт дорог в Полевском по начальной максимальной цене — 79,8 млн рублей. В УФАС утверждают, что более 90% контракта по договору субподряда выполнила аффилированная с ГУДСР компания ООО «АСТ-ГРУПП» — ее владелец — племянник соучредителя ГУДСР Александра Осинцева Павел Осинцев.

В сентябре 2018 года ГУДСР и Трест «Уралтрансспецстрой» разделили один из крупнейших дорожных подрядов в Екатеринбурге — расширение дорожной инфраструктуры микрорайона «Академический» за 1,5 млрд рублей. Координатор проекта «РосЯма» в Екатеринбурге Алексей Беззуб заявлял 66.RU, что в действиях Треста «Уралтрансспецстрой» и ГУДСР наблюдаются признаки картельного сговора. Ранее он сообщал, что компании полностью поделили дорожные госзаказы Свердловской области в 2014-2015 годах.

«Свердловскавтодор» попадался на картельном сговоре 10 лет назад. В 2012 году УФАС по Свердловской области оштрафовало ЗАО «Форатек ЭнергоТрансСтрой» на 710 тыс. рублей. Его признали виновным в сговоре компании со «Свердловскавтодором». Участники торгов тогда понизили сумму на 1%, и в итоге «Форатек ЭТС» получил контракт на сумму более 60 млн рублей.

Новые контракты

Какие именно тендеры могли заинтересовать силовиков — неизвестно. «Уралдортехнологии», у которых 20 апреля проходили обыски, с начала 2021 года принимали участие в одном конкурсе на ремонт дорог совместно с другими королями госзаказа.

«Уралдортехнологии», ГУДСР, Трест «Уралтрансспецстрой» — участники контракта на ремонт дорог в Екатеринбурге. В ходе торгов победитель — ГУДСР — понизил начальную цену на 10% — до 239,5 млн рублей. «Уралдортехнологии» запрашивали за свои работы на миллион рублей больше. Речь идет о ремонте улиц Завокзальной, Вокзальной, Попова и др.

Кроме того, «Уралдортехнологии» выступили единственным участником другого конкурса на ремонт дорог на 385,5 млн рублей. Поскольку конкурентов не было, компания получила тендер по полной цене.

В 2020 году «Уралдортехнологии» и Трест «Уралтрансспецстрой» также совместно заявлялись на конкурсы по ремонту улицы Московской (480,6 млн рублей) и участка ЕКАД (620,3 млн рублей). И в первом, и во втором аукционах компании-победители снижали начальную цену контракта всего на 0,5%.