Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбург запускают мусорного концессионера. Как это скажется на тарифах и экологической реформе

16 ноября 2020, 10:00
В Екатеринбург запускают мусорного концессионера. Как это скажется на тарифах и экологической реформе
Фото: Константин Мельницкий, архив 66.RU
Вблизи города должна появиться новая свалка с мусороперерабатывающим заводом. По некоторым данным, место будущей стройки и даже концессионер уже определены. Не исключено, что параллельно со строительством в Екатеринбурге сменится регоператор и вырастут тарифы.

Мусорная реформа официально началась в Свердловской области и по всей России с 1 января 2019 года. Но до сих пор главная проблема Екатеринбурга не решена: полигон «Северный» — единственный, куда сейчас свозят мусор из города, и, по разным оценкам, его мощностей хватит максимум на четыре года.

Гендиректор МУП «Спецавтобаза» — регионального оператора в Восточной зоне Свердловской области (куда входит Екатеринбург) — Наталья Зубова в недавнем интервью для 66.RU заявила, что переполнение полигона недопустимо.

Наталья Зубова, гендиректор «Спецавтобазы»:

— У него есть определенный лимит. Как только он будет исчерпан, полигон «Северный» закроется. Администрация города составит по нему проектно-сметную документацию на проведение рекультивации. Ее, скорее всего, проведут за счет федеральных денег.

В Екатеринбурге есть еще один полигон — «Широкореченский». Сюда вывозили отходы до 2015 года. Но позже это стало невозможно по законодательству: из-за застройки жильем прилегающих территорий объект оказался в черте города. Мусоросортировочный завод, который функционировал на полигоне до весны 2018 года, закрыли из-за нерентабельности.

По словам Натальи Зубовой, сейчас туда периодически привозят отходы: после сортировки часть — утильная фракция — идет на переработку, а часть — так называемые хвосты — подлежит захоронению на полигоне «Северный». «Последний раз его («Широкореченский» полигон, — прим. 66.RU) закрыли на реконструкцию и запустили снова в конце 2019 года. Сначала его не было в территориальной схеме Свердловской области по обращению с отходами. Но потом его включили в этап до 2025 года», — уточнила гендиректор «Спецавтобазы».

В октябре стало известно о запланированном расширении полигона «Северный», расположенного вблизи Верхней Пышмы, на 25 гектаров. Ради этого изменят Генплан города-спутника Екатеринбурга и правила землепользования и застройки. Изменения уже утвердила местная дума. Как сообщало агентство Ura.RU со ссылкой на представителей предприятия, в зоне деятельности полигона «Северный» после проведения тестовых испытаний и получения лицензии на обработку введена в работу мобильная сортировочная линия ТКО мощностью до 25 тыс тонн/год. «Это необходимо, чтобы снижать объемы захоронения, что полностью соответствует целям и задачам нацпроекта «Экология», — добавили на «Спецавтобазе».

Но, очевидно, это все лишь временные решения. Глобально снять вопрос могло бы строительство в Свердловской области новых мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и станций. И региональные власти неоднократно пытались это сделать, но уже на старте проектов встречали сопротивление. Так было в Сысерти, Красноуфимске, Березовском, на северном полигоне Екатеринбурга…

Тем не менее в региональном министерстве энергетики и ЖКХ обсуждают очередной проект. В ближайшие годы в пригороде Екатеринбурга планируют построить комплекс по сортировке и захоронению мусора. Объект будет стоить дороже 10 млрд рублей, рассказал 66.RU замглавы ведомства Егор Свалов. Завод будет обслуживать Екатеринбург и городскую агломерацию. Пока работа идет на бумаге — специалисты согласовывают условия концессионного соглашения и разрабатывают конкурсную документацию. Победителю конкурса предстоит провести изыскания на участках, где будут строить объект.

Егор Свалов, замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области:

— Выбор земельного участка, проектирование, экологическая и ценовая экспертиза, строительно-монтажные работы — где-то займет не меньше трех с лишним лет.

При этом точное местоположение власти держат в секрете. Вероятно, памятуя о случившихся ранее мусорных бунтах.

По данным издания «Октагон», губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев неофициально пообещал, что концессионерами строительства нового мусоросортировочного комплекса станут структуры бизнесменов Артема Бикова и Алексея Боброва. Контролируемая ими компания «Рифей» уже сегодня — регоператор по Северной зоне, куда входит, в частности, второй по величине город области Нижний Тагил.

Но речь идет не только непосредственно о вывозе мусора. Так, ООО «Корпорация СТС» (бенефициары — Биков и Бобров) через ПАО «СУЭНКО» владеет большей частью АО «Облкоммунэнерго», которое два года назад заключило концессионное соглашение с местной администрацией о строительстве в районе Кушвинского тракта в Тагиле нового мусоросортировочного комплекса и полигона. Производительность будущего предприятия оценивается в 185 тыс. тонн отходов в год в течение не менее 25 лет. Инвесторы планировали вложить в проект более 4 млрд рублей, а заработать на сборе, транспортировке и утилизации отходов — около 23 млрд. Объект изначально хотели сдать в этом году, но из-за сложностей со статусом земельного участка сроки сдвинули до конца 2022-го.

Кроме того, они контролируют сортировочные заводы в Тюмени, региональных операторов в ЯНАО и Курганской области.

Вблизи Екатеринбурга мусоросортировочное предприятие появится неизбежно. Вопрос сейчас в том, кто его построит. И еще оговорка: и в Нижнем Тагиле, и в Тюмени тарифы, в том числе в связи с вводом новых предприятий, на вывоз мусора росли. Так, с 1 июля 2020 года тариф в Нижнем Тагиле вырос с 695,23 рубля до 720,16 рубля. В будущем тариф вырастет до 889 рублей с 1 января 2021 года и до 895 рублей с 1 июля 2021 года. Для сравнения, екатеринбургский тариф сейчас — 474,37 рубля.

Если компания «Рифей» станет концессионером стройки нового завода под Екатеринбургом, «Спецавтобаза» попадет в прямую экономическую зависимость от него, поскольку «Рифей» сможет напрямую влиять на размер тарифов за счет расценок на прием и захоронение отходов.

К слову, за несколько месяцев до официального старта мусорной реформы «Рифей» через суд потребовал отменить результаты торгов и соглашение о назначении региональным оператором Восточной зоны «Спецавтобазы». Но в итоге суд признал законность назначения МУПа региональным оператором.

Новый комплекс, по словам участников рынка, планируют построить вблизи Белоярского района — якобы структуры Бикова и Боброва уже выкупили там крупный участок. Если это действительно так, то тарифы на вывоз мусора вырастут еще и за счет больших затрат регоператора на транспортировку отходов из Екатеринбурга (до «Северного» полигона расстояние около 25 километров, до Белоярского района — вдвое больше).

66.RU направил запрос в пресс-службу «Рифея», попросив уточнить место и параметры будущего завода, источники финансирования, а также планирует ли компания претендовать на вывоз мусора в Восточном округе Свердловской области. Там ответили коротко: «ООО «Компания «Рифей» не обладает информацией о предстоящем конкурсе на заключение концессионного соглашения по строительству мусоросортировочного завода для Екатеринбурга».