Сооснователь магазина «Умный кролик», один из съехавших арендаторов ТЦ Антон Бенклевский сообщил, что в начале пандемии администрация торгового центра отказала в скидках и предложила только рассрочку. В конце апреля магазины, которые не смогли договориться об условиях контракта, опечатали. Владельцы в панике срывали пломбы и вывозили товар. Тогда «Ботаника Молл» согласился брать плату только за операционный платеж и коммуналку.
«Предложили более реальные условия. А потом прислали допсоглашение, в котором было много сомнительных пунктов», — вспоминает Бенклевский о конфликте с компанией RED, которая управляет ТЦ. В частности, УК предлагала установить штраф за выход из договора в размере полной месячной арендной платы, оплатить долги предыдущего арендатора и отказаться от государственной поддержки в период пандемии.
Бенклевский подчеркнул, что «Умный кролик» пытался договориться о корректировке «кабальных» условий контракта, но администрация торгового центра постоянно говорила: «Либо подписывайте, либо съезжайте». Совладелец магазина детских книг рассказал, что в итоге они подписали допсоглашение, нашли субарендатора, чтобы компенсировать расходы, и оплатили долги за июнь и июль.
Однако арендодатель прописал в договоре также аванс за август в полном размере. По словам Бенклевского, на словах им удалось договориться об отсрочке аванса, но это не сработало. «Приходим на работу в понедельник, чтобы открывать магазин. Помещение закрыто, двери обесточены. Управляющая говорит: «Вы же не все заплатили», — поделился хозяин магазина. В этот же вечер на почту «Умному кролику» пришло письмо о расторжении контракта.
Бенклевский заявил, что у него сложилось впечатление, будто их выживают со второго этажа «Ботаники Молла». Такого же мнения придерживается и владелица магазина женской одежды «Зефир» Яна Березина, которая съехала из ТЦ в мае. «Нам прямо так и говорили: «Давайте разрывайте договор, никто вам ни на какие уступки не пойдет», — призналась она. По ее словам, в бумаге за апрель сумма аренды составляла 0 рублей. Однако по договору, который предлагала подписать компания RED, «Зефир» должен был ежемесячно платить взнос в размере 60% от аренды вне зависимости от того, работает ли он и есть ли доступ к магазину.
«Мы сказали, что будем съезжать, на что нам сказали, что тогда условия о нулевой аренде на вас не распространяются. Мы должны были заплатить аренду за месяц и все коммунальные услуги. В любом случае мы должны были им платить», — вспоминает Березина. Она добавила, что у недовольных арендаторов был даже создан свой чат из восьми магазинов, где они обсуждали несправедливые условия. Хозяйка магазина женской одежды заявила, что шесть из них съехали.
Директор управляющей компании RED Андрей Брауде подтвердил 66.RU, что некоторые арендаторы покидают «Ботанику Молл». Также он добавил, что большие магазины остались. Брауде отметил, что компания разрывала договоры только с теми арендаторами, у которых не было перспектив развития и которые не оплачивали дебиторскую задолженность или просили большую скидку на длительный период.
«Ничего страшного тут нет, районные торговые центры востребованы. Мы рассчитываем достаточно быстро заполнить опустевшие маленькие магазины», — заключил директор RED. При этом он подчеркнул, что заполняемость торгового центра торговыми точками сейчас составляет порядка 85%.