Из-за эпидемии коронавируса с начала 2020 года въездной поток трудовых мигрантов из стран СНГ (таджики, киргизы и узбеки) в Свердловскую область упал на 20%. При этом граждане союзных республик начали активнее уезжать: по данным Свердловскстата, в январе этого года регион покинули 757 человек, а год назад — 355.
Уменьшение количества мигрантов зафиксировали и в центрах тестирования. Зимой 2015 года гастарбайтеры, работавшие в Екатеринбурге, сдавали экзамен по русскому языку, чтобы получить трудовые патенты. Сертификат действует пять лет, но нового притока желающих сесть за парты не наблюдается.
С одной стороны, это может свидетельствовать, что гастарбайтеры уходят в тень. По неофициальным данным, на нелегальном положении может находиться 30–40% мигрантов. Так, в областных центрах временного содержания иностранных граждан УМВД сейчас находятся примерно 100 нелегалов. На днях авиакомпания «Уральские авиалинии» вывезла на специальном рейсе в Ташкент 152 человека.
С другой стороны, из-за кризиса, когда замедляются целые отрасли экономики, число иностранных работников действительно снижается. Мощный отток пытается предотвратить Владимир Путин. Президент России подписал указ, по которому мигрантам можно остаться в стране на законных основаниях. Так, если у них срок действия документов, в том числе вида на жительство, визы, трудового патента, заканчивается в период до 15 июня, их можно не продлевать. До этого времени им можно не платить за оформление трудового патента.
Агентство стратегических инициатив пошло дальше и предложило правительству временно приравнять мигрантов к российским гражданам для выплаты им пособий по безработице. АСИ считает целесообразным организовать подготовку оставшихся без работы мигрантов «под высвобождающиеся рынки и для рынков обслуживания ИT-инфраструктуры», пишет РБК.
Массовый исход иностранных работников будет заметен как минимум в четырех отраслях. Вот они:
- Сельское хозяйство
В период сезонных работ агропромышленному комплексу страны дополнительно требуется 23 тысячи человек. Раньше их привлекали из других стран, но из-за ограничений норму придется выполнять за счет внутренних резервов. К посевным и уборочным работам будут привлекать студентов аграрных вузов, а также осужденных.
- Общественный транспорт
По словам мэра Екатеринбурга Александра Высокинского, доходы «Гортранса», транспорт которого в полном объеме выходит на маршруты, в период самоизоляции упали на 70%. Что касается коммерческих перевозчиков, то они, чтобы не терпеть сильных убытков, снизили частоту рейсов. Из-за этого без работы остались граждане соседних государств — водители и кондукторы.
- Благоустройство
Из-за борьбы с коронавирусом бюджет развития может уменьшиться от 4 до 9 млрд рублей. Чиновники из мэрии анонсировали сокращение работ по благоустройству и строительству детских садов, школ, дорог. С компаниями, которые выиграли конкурсы, хотят разорвать контракты. Если это произойдет, работники подрядных организаций тоже останутся не у дел.
- Стройка
Строительство попало в список системообразующих отраслей, где работы останавливать нельзя. Но, во-первых, столичная мэрия уже закрывала стройки на неделю, и не факт, что эта ситуация не повторится еще раз и в других регионах.
Во-вторых, запас прочности у девелоперов небесконечен. Как сказал в интервью 66.RU глава Ассоциации строителей Урала Вячеслав Трапезников, остановка строек даже на месяц драматичным образом ни на чем не скажется. Однако, по его словам, это нарушит производственную цепочку: застройщик не будет платить подрядчику за простой, подрядчик не будет платить производителю стройматериалов. Из-за этого часть работников будет высвобождена.
В-третьих, на некоторых строительных объектах в Екатеринбурге снижение доли мигрантов уже заметно.
В общем девелоперский бизнес во многом зависит от дешевой рабочей силы. Иначе бы застройщики не просили государство продлить разрешения на трудовую деятельность иностранным работникам.
За последние сутки в России подтвердились 5642 новых случая заражения коронавирусом. В Свердловской области — 84 новых заболевших, это 78 пациентов и сотрудников екатеринбургской ЦГКБ №1 и шесть жителей Екатеринбурга, Заречного и Полевского.