Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Три месяца до катастрофы. Как Екатеринбург поставили на грань мусорного апокалипсиса

9 ноября 2018, 18:12
Три месяца до катастрофы. Как Екатеринбург поставили на грань мусорного апокалипсиса
Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU
У города сразу после Нового года начнутся серьезные проблемы с бытовыми отходами. Из-за судебных разбирательств ЕМУП «Спецавтобаза» не может заключать контракты на вывоз мусора. В критической ситуации руководство предприятия не придумало ничего лучше, чем организовать на своей территории выездное заседание, где рассказало всем, что «ситуация под контролем», а «проблемы решаются».

На совещании собрались городские чиновники, депутаты и даже сотрудники прокуратуры, которые уже предупредили руководство области об ответственности в случае перебоев с вывозом мусора.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Отдуваться за все пришлось новому директору «Спецавтобазы» Сергею Пономареву, который заступил на должность пару месяцев назад. Выяснилось, что у предприятия есть три проблемы, которые не решались годами. И скоро может стать слишком поздно — город рискует утонуть в горах мусора.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Проблема № 1

Единственным местом, которое ЕМУП может использовать для вывоза отходов, остался полигон «Северный» возле Верхней Пышмы. Сюда свозят мусор со всего города и просто утрамбовывают. Через два-три года свалка себя исчерпает.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Кроме того, полигоном под боком и особенно самосвалами, которые курсируют по улицам, возмущены жители поселка Садовый. «Могу им только посочувствовать и призвать к терпению», — Сергей Пономарев не нашел ничего лучшего, чтобы ответить на соответствующий вопрос депутатов. Участники совещания поневоле вспомнили мусорные бунты в подмосковном Волоколамске — там терпение у народа закончилось через пару месяцев.

Проблема № 2 (главная)

С 1 января, когда официально стартует мусорная реформа, отходы из города начнут вывозить на основании договоров с региональным оператором. «Спецавтобазе» из-за иска со стороны тюменской компании «Рифей» временно запрещено заключать контракты с физическими и юридическими лицами. Истец предъявил претензии к результатам торгов и процедуре заключения соглашения между областным министерством ЖКХ и региональным оператором Восточной зоны (куда входит Екатеринбург) в лице «Спецавтобазы». Это значит, что деньги у предприятия закончатся очень быстро и станет нечем платить компании «Транссервис» за вывоз мусора с городских улиц.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Сергей Пономарев, директор ЕМУП «Спецавтобаза»:

— Если вдруг судом будет принято решение, что конкурсные процедуры прошли с нарушением, минимум на протяжении пяти месяцев еще функции регионального оператора будет исполнять «Спецавтобаза». Если ограничение суда на заключения договоров с образователями отходов продолжит свое действие, то через месяц после Нового года, в принципе, можно ожидать коллапса.

Часть мусора какое-то время «Спецавтобаза» сможет вывозить самостоятельно, но ее ресурсы тоже невелики – их хватит примерно на месяц. То есть все идет к тому, что уже в феврале Екатеринбург, Каменск-Уральский и еще 32 муниципалитета утонут в собственных отходах.

Проблема № 3

До 2015 года отходы из городских дворов вывозили на Широкореченский полигон. Объект пришлось закрыть — из-за застройки жильем прилегающих территорий полигон оказался в черте города.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Мусоросортировочный завод, который функционировал на полигоне до 15 мая этого года, закрыли из-за нерентабельности. Как рассказал главный инженер «Спецавтобазы» Сергей Манюшкин, мощность завода на пике достигала 200 тыс. тонн в год. Максимальная выборка отходов достигала 10%, потом опустилась до 8%, а когда перестали отбирать стекло, упала до 4,5%. В 2017 году убыток составил 21 млн рублей.

Фото: Владислав Бурнашев, 66.RU

Причина проблем — изменения в экологическом законодательстве, которое теперь требует почти полностью перерабатывать бытовые отходы. В условиях этого заводу потребовались бы усилия 90 человек.

Сергей Манюшкин, главный инженер «Спецавтобазы»:

— Мы, когда строили этот завод, даже не знали об этих технологиях. Сегодня они так шагнули вперед, что можно выбрать те же самые фракции автоматически — и более чисто, и менее затратно. Здесь же была ручная сортировка, а это привлечение трудовых, людских ресурсов. Это недешево.

То есть завод, который запустили в декабре 2011 года, за семь лет стал никому не нужен. После сказанного экскурсия по заводу выглядела как издевательство. Собравшимся показали наклонный конвейер, который, скорее всего, никогда не запустят; вибростол, который не завибрирует; 50-тонный пресс, который ничего не будет прессовать; весы, на которых ничего больше не взвесят…

Теперь мусороперерабатывающий завод нужно оснащать современным оборудованием. Вот только осталось найти минимум 1,5 млрд рублей. И тогда через полтора года сюда можно будет привозить отходы — например, с «Северного». Хотя, как признается главный инженер, лучше было бы найти новый участок, чтобы организовать там полигон и уже на нем строить мусороперерабатывающий завод. Ведь самое дорогое в этом бизнесе — транспортировка.

Саму Широкореченскую свалку в 2020 году начнут рекультивировать. На это потребуется 680 млн рублей из федерального и областного бюджетов.