Из-за деятельности промышленных предприятий произошло загрязнение рек на севере Свердловской области. В частности, урон экологии создает акционерное общество «Шемур», которое ведет разработку Шемурского и Ново-Шемурского месторождений. О качестве мутноватой позеленевшей воды в реке Ивдель год назад забеспокоились жители города, сейчас повод для тревоги появился у сотрудников федерального заповедника «Денежкин камень», где сохранились крупные участки первобытной горной тайги, тундры и где обитают редкие виды уральской горно-таежной фауны.
Ивдель и заповедник соединены единой экосистемой. В районе карьеров медноколчеданных руд расположены истоки рек Тамшер, Ольховка, Банная и Черная, а те связаны с рекой Шегультан, которая протекает через «Денежкин камень».
В ноябре 2017 года Росприроднадзор поделился результатами отбора проб в реках. Выяснилось, что в Шегультане предельная концентрация меди, алюминия, железа и цинка превышена многократно. Холдинг УГМК (куда через ОАО «Святогор» входит «Шемур») пообещал утвердить план очистки отходов. Но, как уверяют жители Ивделя, сброс загрязняющих веществ продолжается.
Фото: пресс-служба УГМК |
---|
Директор «Денежкина камня» Анна Квашнина на пресс-конференции, посвященной сложной ситуации на севере региона, подчеркнула, что загрязнения в заповеднике пока не зафиксировано, но есть тревожные звонки: рыба в Шегультане не водится давно.
Анна Квашнина, директор «Денежкина камня»:
— История с загрязнением не новая: первые звоночки, что рыба исчезла, появились два года назад. Шегультан не очень глубокая речка, и обычно ее видно. Идешь, и в каждой яме плавают какие-нибудь караси. А сейчас их нет. К нам перестали ходить и рыбаки, которых мы обычно гоняли.
Первыми эту проблему почувствовали жители Ивделя, поскольку Тальтия, которая течет через муниципалитет, имеет меньший водостойный бассейн, чем Шегультан, то есть вредные вещества там меньше разбавляются.
Район Ивделя и Североуральска исторически богат на запасы руды — медной, марганцевой, цинковой, бокситовой и алюминиевой. И поэтому, по словам директора по горному производству УГМК Григория Рудого, на экологию влияют карьеры, разрабатываемые не только холдингом (хотя и холдингом тоже). Как он обозначил, все, что не касается меди, — проблема не УГМК.
Григорий Рудой, директор по горному производству УГМК:
— На севере с 1954 года ведется геологоразведка. Существуют старые бокситовые отвалы, к которым УГМК никакого отношения не имеет. Раньше там велись разработки, но никто карьеры не ликвидировал. Погодные условия внесли вклад в то фоновое состояние, которое сложилось. Из-за смены климата нарушилось равновесие: из-за ветра, солнца и паводков. Приливы привели в движение меднорудные минералы, и в реки начали попадать целые глыбы горных пород.
Он уверен, что «Денежкин камень» эта проблема пока не затронет, так как заповедник расположен на возвышенности. Но у УГМК есть системные решения, как минимизировать вред.
На Шемурском месторождении есть глубокий карьер (около 300 метров), который может стать источником для сбора и очистки сточных вод. Холдинг планирует вложить миллиард рублей, чтобы выстроить преграды: выстелить дно специальной пленкой, а также установить борта по периметру. Все грязные паводковые и грунтовые воды будут собираться в этот резервуар, перекачиваться в очистные сооружения, а потом очищенными возвращаться в экосистему.
Фото: пресс-служба УГМК |
---|
Очистные сооружения на Шемурском месторождении |
Рудой отметил: по идее, такое оборудование на производстве уже есть, но его мощности не хватило, чтобы справиться с прошлогодними ливнями. В УГМК пообещали увеличить производительность новой системы до 400 кубометров в час. В проекте предусмотрены канавы, сборники и отстойники. Система должна заработать в мае-июне 2019 года, уточнил Григорий Рудой.
Эксперт, который консультирует УГМК, считает, что загрязнение рек произошло из-за «коллективного недомыслия проектировщиков», которые не продумали систему очистки. Проект давно разработали, он прошел госэкспертизу и по нему начали работать.
Александр Попов, завотделом информационного обеспечения охраны и восстановления водных объектов ФГБУ РосНИИВХ:
— Прежде чем запускать тот проект, нужно было как следует подумать. Потому что все производство находится в горах, а отвалы лежат на склонах. Сверху течет вода, она начинает промывать отвал, и примеси попадают в реки. Дальше будут разрабатываться следующие месторождения, и проблема вновь проявится. Хочу заметить, что очистные сооружения — это тоже производства, и отходы от них тоже попадают в грунтовые воды.
Григорий Рудой признал, что в Ивделе сейчас кризис, тем не менее УГМК из-за больших залежей меди не собирается сворачивать добычу и срочно рекультивировать карьер. Без внешнего воздействия водные объекты придут в нормальное состояние за три-четыре года.