Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет

27 августа 2018, 18:13
От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: архив 66.RU
Победитель ЭКСПО-2025 станет известен в ноябре 2018 года. Выставку готовы принять три города — японская Осака, азербайджанский Баку и российский Екатеринбург. Всемирные выставки уже сыграли огромное значение в развитии многих стран. Мировой опыт ЭКСПО и что значит проведение выставки для каждого жителя Екатеринбурга — в материале 66.RU.

Всемирная универсальная выставка ЭКСПО со своей 167-летней историей по масштабу, экономической, политической и общественной значимости — уникальное событие, сопоставимое с Олимпийскими играми и чемпионатом мира по футболу. У России есть опыт проведения и того и другого. Это такой же праздник, только без выраженного спортивного акцента и растянутый не на полтора месяца, а на полгода.

Есть две разновидности ЭКСПО: всемирная универсальная выставка, которая проходит раз в пять лет (последняя была в Милане, а следующая, в 2020-м, будет в Дубае), и специализированная международная выставка — она проходит между всемирными. Например, к такой относится ЭКСПО в Астане.

Всемирная выставка ЭКСПО — самая авторитетная мировая площадка, где все страны демонстрируют новейшие научно-технические, технологические, экономические решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, а также свою историю и культуру. ЭКСПО также можно отнести к категории глобальной рекламной кампании, рассчитанной на аудиторию в 20–45 млн — столько человек посещает это событие. Свои экспозиции в городе, где полгода проходит выставка, представляют от 140 до 180 стран мира.

Проведение ЭКСПО — не просто поднимает имидж страны, но и дает импульс для ее экономического развития. Город, где проводится международная выставка, получает такое инфраструктурное развитие и деньги, которые сложно получить под что-либо иное.

Во сколько России обойдется ЭКСПО

Екатеринбург уже второй раз претендует на проведение ЭКСПО. В этот раз соперниками России выступают Азербайджан (Баку) и Япония (Осака). Париж выбыл из гонки. Между тем Франция проводила международную выставку шесть раз, Япония — четыре раза, Азербайджан, как и РФ, такого опыта не имеет.

Международная универсальная выставка могла бы состояться в 2020 г., но в итоге уральскую столицу обошел Дубай. В случае победы город, область и Федерация готовы были потратить на проведение ЭКСПО-2020 20 млрд долларов. Средства должны были пойти на создание инфраструктуры, строительство дорог и метро, гостиниц, мостов, транспортных развязок и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Кроме того, необходимо было отстроить площадку для самих павильонов.

По последним оценкам, только из федерального бюджета на проведение выставки в России направят порядка 200 млрд рублей, а общая сумма инвестиций (с учетом денег бизнеса) может достигнуть триллиона.

Если Екатеринбург все-таки выиграет и получит право принять ЭКСПО-2025, то Россия еще и вынуждена будет оплатить развивающимся странам участие во Всемирной универсальной выставке. Программой смогут воспользоваться порядка ста стран.

Частично инфраструктуру Екатеринбурга уже привели в порядок к чемпионату мира по футболу. Екатеринбург также имеет опыт проведения крупных международных мероприятий. В 2009 г. в городе прошел саммит ШОС. Ежегодно проходит международная промышленная выставка «Иннопром». Кроме того, в 2023 г. Екатеринбург отпразднует свое 300-летие, к которому также сможет получить денежные транши из федерального бюджета.

Всемирные выставки ЭКСПО. Опыт других стран

66.RU изучил, что получили города-столицы ЭКСПО, сколько это стоило, как изменилась жизнь стран. Количество посетителей, заработанные на ЭКСПО деньги, фото и видео того, как это было.

ЭКСПО-2015, Италия

Выставка под девизом «Накормить планету. Энергия для жизни» проходила в Италии с 1 мая по 15 октября 2015 г. Единственным соперником итальянского Милана был город Измир (Турция). Это была первая ярмарка с пищевой тематикой.

Стоимость: 2,6 млрд евро (1,3 млрд евро — организаторы, 1 млрд евро — участники, 0,3 млрд евро — частные спонсоры).

Посетители: 20 млн человек.

Стоимость билетов: 39 евро.

Участники: 145 стран.

Площадка: под площадку ЭКСПО отдали 11 га в пригороде Милана. Здесь разместилось 53 национальных и тематических павильона.

В рамках подготовки к выставке ЭКСПО-2015 Милан подписал соглашения о координации с другими городами Италии и Европы с упором на туризм, культуру и инфраструктуру. Были также подписаны соглашения с другими странами для разработки проектов, связанных с продовольствием и образованием.

В рамках ЭКСПО было построено «Древо жизни» — символ итальянского павильона и один из синонимов тематики всей выставки. Арт-объект высотой 35 м, в который внедрены «оживляющие» технологии

Благодаря проведению ЭКСПО-2015 удалось:

  • создать 10 тыс. новых предприятий, в том числе в туристической сфере,
  • организовать 240 тыс. новых рабочих мест,
  • городская казна получила дополнительно 500 млн евро налоговых отчислений,
  • были построены и отремонтированы дороги,
  • был открыт новый участок миланского метрополитена.

ЭКСПО-2010, Китай

Выставка под девизом «Лучше город — лучше жизнь» проходила в Китае с 11 мая по 31 октября 2010 г. Шанхай выиграл право проводить ЭКСПО в 2002 году, обойдя Южную Корею, Мексику, Польшу и Россию. По итогам ЭКСПО-2010 доход среднего бизнеса в Шанхае увеличился по крайней мере на 20%.

Стоимость: 48 млрд долларов.

Прибыль: 12 млрд долларов.

Посетители: 73 млн человек.

Стоимость билетов: 200 юаней (25,5 евро).

Участники: 198 стран и 27 международных организаций.

Площадка: выставка разместилась в прибрежной зоне, на обоих берегах реки Хуанпу, между мостами Нанпу и Лупу, на площади в 528 гектаров. Ради Экспо-парка стерли с лица земли несколько кварталов трущоб: 18 тысяч семей переехали в квартиры в многоэтажках.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Наталья Попова, архив 66.ru

Выставку посетили 73 млн человек — это абсолютный рекорд за всю историю ЭКСПО.

За время подготовки к ЭКСПО в Шанхае появились новые жилые районы, новые деловые районы, новые дороги, заработала программа улучшения жизни на всех уровнях, от борьбы за чистый воздух до автоматов с кипятком в каждом торговом центре.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Наталья Попова, архив 66.ru

На месте бывшего Экспо-парка проводят экскурсии. И это очень популярное место у китайцев.

В преддверии ЭКСПО в Шанхае вырос огромный деловой район Пудонг. Именно благодаря ему город получил негласное название «восточный Нью-Йорк». При этом — в отличие от того же Нью-Йорка — сотни небоскребов не превратили деловой центр Шанхая в каменные джунгли.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Наталья Попова, архив 66.ru

К ЭКСПО в Шанхае построили новый деловой центр.

Выставка поставила рекорд по численности участников, численности посетителей и площади экспозиций. Специально перед ЭКСПО-2010 были построены несколько линий Шанхайского метрополитена. Если в начале 2000-х годов шанхайский метрополитен состоял из двух линий, то к моменту проведения выставки насчитывал уже 12, причем 6 из них запустили в эксплуатацию за два последних года перед ЭКСПО.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Наталья Попова, архив 66.ru

В преддверии ЭКСПО в Шанхае построили несколько новых линий метрополитена, было открыто более сотни новых станций.

Готовясь к выставке, шанхайцы сплели сеть из скоростных автострад вокруг города, построили 36-километровый морской мост (самый длинный в мире), открыли новый глубоководный порт, расширили главный международный аэропорт — «Пудонг».

ЭКСПО-2005, Япония

Выставка под девизом «Мудрость природы» проходила в Японии, в префектуре Аичи (восточная часть города Нагоя), с 25 марта по 25 сентября 2005 г. ЭКСПО-2005 была призвана показать чистоту и мудрость природы как альтернативный источник развития человечества в будущем.

Стоимость: 3,3 млрд долларов (340 млрд иен).

Прибыль: 10 млрд иен.

Стоимость билета: 4600 иен (на тот момент около 37 долларов).

Посетители: 22 млн человек.

Участники: 121 страна.

Площадка: выставка расположилась в юго-восточной части города Сэто (префектура Айти) и занимала площадь в 173 гектара. ЭКСПО-2005 стала центром туристической жизни Японии и дала большой толчок для развития туристической отрасли в целом.

Специально к международной выставке в префектуре Айти был запущен поезд на магнитной подушке Linimo. Он продолжает работать и после ЭКСПО: поезд курсирует между двумя городами префектуры Айти. Протяженность полотна, над которым парит поезд на магнитной подушке, составляет около 9 км (9 станций). При этом максимальная скорость Linimo равна 100 км/ч. Только в течение первых трех месяцев с момента запуска поезд перевез более 10 млн пассажиров. Это был первый в мире беспилотный коммерческий городской поезд на магнитной подушке. Во время выставки этим видом транспорта пользовались 31 000 пассажиров в день.

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Википедия

Высокоскоростной поезд на магнитной подушке, построенный специально к ЭКСПО-2005

ЭКСПО-2000, Германия

От ржавых развалин до городов будущего. Во что превратились столицы ЭКСПО за 18 лет
Фото: Википедия

Канатная дорога, возведенная в Ганновере в рамках ЭКСПО-2020

Выставка под девизом «Человек – Природа – Техника» проходила в Германии с 1 июня по 31 октября 2000 г. Немецкий Ганновер опередил своего главного соперника — Торонто — всего на один голос. ЭКСПО-2000 оказалась одной из самых убыточных всемирных универсальных выставок за всю историю.

Стоимость: 3 млрд немецких марок.

Убыток от проведения: 1 млрд немецких марок.

Посетители: 18 млн человек (планировалось 40 млн).

Стоимость билетов: 45 евро на нынешние деньги.

Участники: 155 наций и 27 международных организаций.

Площадка: территория Экспо-парка заняла 160 га.

Несмотря на то что выставка в итоге оказалась убыточной, она дала новый импульс для развития немецкого города. В рамках подготовки к ЭКСПО в Ганновере удалось:

  • построить новый жилой микрорайон Кронсберг;
  • создать сеть городских дорог (общей протяженностью 226 километров);
  • существенно расширить трамвайную сеть;
  • соорудить третий терминал в городском аэропорту;
  • построить крытый эскалатор, соединивший железнодорожный вокзал с территорией Всемирной выставки;
  • построить на высоте 40 метров над землей канатную дорогу, оснащенную 87 кабинами;
  • благодаря ЭКСПО в городе было создано 30 тыс. новых рабочих мест.

Впрочем, сами выставочные павильоны ЭКСПО в будущем оказались никому не нужны. Сейчас они просто ржавеют и разрушаются.

Нидерландский павильон, как и многие другие, превратился в ржавую конструкцию, которая совсем не украшает город.