«Обеспечить всем своим» — одна из задач, которую свердловские власти регулярно ставят сами перед собой. В феврале вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов обозначил три приоритетные программы в сфере АПК на ближайшие пять лет: «Уральское молоко в каждый дом», «Свежие овощи круглый год» и «Комфорт в каждое село».
Первая задача уже выполнена — Свердловская область вошла в десятку лучших по России субъектов по объемам валового производства молока и заняла первое место среди субъектов УрФО. По итогам 2017 года в регионе произвели 717 тыс. тонн молока, что на 6,2% больше показателя 2016 года. Также Средний Урал в числе лучших регионов по приросту производства в год.
Алексей Орлов, первый вице-губернатор Свердловской области:
— В 2017 году на принципах проектного управления разработан приоритетный региональный проект «Повышение уровня самообеспечения сельскохозяйственной продукцией населения Свердловской области». Проект рассчитан до 2021 года и включает основные мероприятия, направленные на повышение уровня самообеспечения населения области молоком, мясом, овощами, то есть теми видами продукции, которыми сегодня население обеспечено ниже 100%.
Сейчас Свердловская область импортирует довольно много товаров, за исключением разве что молока. В лидерах — бананы (тут все очевидно, в наших широтах они не растут), цитрусовые, пальмовое масло и сыры. Впрочем, в рамках импортозамещения в Свердловской области активно развивается сыроварение: так, «УГМК-Агро» запустило в Верхней Пышме производство козьих сыров, таких как «Камамбер», «Бюш де шевр», «Валансе», «Кроттен».
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.RU |
---|
Варить сыры на Урале уже научились, но пока не в тех объемах, что нужно |
В региональном правительстве поясняют: такие показатели — результат субсидирования части затрат уральским фермерам на производство молока — 3 рубля за литр. С 2011 по 2016 год объем государственной поддержки молочного животноводства составил более 1,1 млрд рублей.
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU |
---|
В Свердловскую область в основном везут экзотические фрукты, сыры, макароны, овощи, говядину |
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
По данным Уральского таможенного управления за 2017 г. |
По данным Министерства АПК и продовольствия Свердловской области, ключевыми экспортными товарами свердловских производителей стали куриные яйца, кондитерские изделия, жиры и мед. Основными покупателями уральских продуктов являются страны СНГ, а также Монголия и Китай. К 2020 году объем экспорта продуктов питания из Свердловской области планируют увеличить на 27%.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
В 2017 году, по данным Уральского таможенного управления, Свердловская область поставила в другие страны продовольственные и сельхозтовары на 90 млн долларов |
Внутри региона тоже растет производство и продажа продуктов питания. По данным Свердловскстата, на 17,6% (по сравнению с 2016 г.) выросло производство говядины, на 7% — свинины, на 6,1% — колбасных изделий, на 3,4% — кондитерских изделий. В январе—сентябре 2017 г. было продано еды, алкоголя и табачных изделий на 380,4 млрд руб.
Наибольший удельный вес в обороте розничной торговли продуктами, включая алкогольные напитки и табачные изделия, за 9 месяцев 2017 года занимали:
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Ритейлеры всегда осознавали необходимость сотрудничества с локальными производителями. И с каждым годом федеральные торговые сети все больше внимания уделяют местным продуктам (в Свердловской области это молоко, хлеб, яйца, колбасы, птица, кондитерские изделия).
Игорь Ковпак, владелец ГК «Кировский» (интервью 2016 г.):
— У отечественных производителей появилось больше возможностей выпустить и продать свой товар. Однако вопросы к качеству остаются: не все выпускают хорошую продукцию, хоть и конкурентов у них убрали. Тем не менее свердловские производители выпускают отличную птицу, яйцо, колбасы, молочную продукцию и другие продукты — это лидеры рынка.
Ставку на качество, низкие цены, а главное свежесть товаров и узнаваемость местных брендов делают и федеральные сети. Так, сеть «Пятерочка» открыла в Екатеринбурге уже около 150 магазинов. По всей стране продукцию в универсамы поставляют более 5000 поставщиков, 1050 из которых появились в прошлом году. При этом доля отечественных товаров в ассортименте достигает 90%. Почти 35% из них — свердловских производителей.
Такой подход вполне логичен. Во-первых, это поддержка местных производителей. Во-вторых, люди, которые привыкли покупать «фермерские, экологически чистые» продукты на рынке, получают доступ к привычным товарам в комфортных условиях. Для этого не обязательно ждать сезонной ярмарки или далеко ехать — свежее молоко и овощи с грядки можно купить в «магазине у дома». В-третьих, сотрудничество с местными поставщиками позволяет сетям получать по-настоящему свежие продукты по доступным ценам.
В торговой сети «Пятерочка» тренд на «местное» прокомментировали следующим образом: «Чтобы соответствовать современным требованиям покупателей, торговая сеть «Пятерочка» за последние несколько лет кардинально обновила свои магазины, сделав ставку не только на чистоту, комфорт и сервис, но и на качество. Сегодня магазины сети предлагают своим покупателям свежую продукцию, постоянно обновляя ассортимент в зависимости от предпочтений потребителей. Этого добились в том числе благодаря сотрудничеству с местными поставщиками. Существенная доля продукции, произведенной в регионе, позволяет торговой сети уменьшить расходы на логистику и, следовательно, снизить стоимость товара, сделав его конкурентоспособным».
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.RU |
---|
В основном на полках с овощами и фруктами местные товары, выращенные в регионе |
А ведь врачи и диетологи советуют есть именно местные, сезонные продукты, которые попадают к нам на стол, минуя долгую транспортировку, сохраняя все полезные свойства. Ну и, что немаловажно, существенно дешевле зарубежных аналогов.